Организация коррекционной работы с неслышащими детьми

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Соблюдение предложенных правил способствует исключению формальной интеграции, когда глухой/слабослышащий ребенок присоединяется к группе в детском саду с организационной точки зрения, оставаясь при этом практически изолированным. Достигая при обучении функционально определенной цели вместе с остальными участниками группы, дошкольник с нарушенным слухом отвергается как партнер по общению вне занятий. Успешное и полноценное взаимодействие с
окружающими или не предусматривается или не складывается, а социальная адаптация и коммуникация крайне затруднены.

Методика Э. И. Леонгард

Эта методика была разработана в конце 60-х годов ХХ века. Исследования проводились на протяжении нескольких десятилетий в НИИ дефектологии АПН СССР.

Основные положения метода Э. И. Леонгард:

1) Раннее начало занятий – залог успеха. Ребенок не приобрел еще никаких специфических форм общения, не почувствовал своей неполноценностью.

2) Занятия должны естественным образом вплетаться в жизнь. Упраженение должно быть игровой или бытовой ситуацией. Надо сделать так, чтобы ребенку было интересно с родителями не только, когда с ним играют, но и когда родители заняты деятельностью, обычной в повседневной жизни. К этим занятиям привлекается необходимый словарь, родители должны называть предметы и действия, которые совершают. Если ребенок учится читать, то именно в таких случаях появляются первые таблички.

3) Ребенок должен постоянно носить слуховой аппарат.

4) Необходимо приучать малыша к самостоятельности, ослабить его зависимость от других.

5) Детей необходимо отдавать в массовые детские сады. Таким образом, ребенок получит доступ в необходимую для него среду говорящих сверстников. Постепенно он приобретет опыт общения с ними и вынужден будет понимать каждого, кто обратится к нему. Со временем он будет стараться сделать свои обращения также понятными каждому.

6) Ребенок имеет право ошибаться. Если он будет лишен возможности самому искать и исправлять ошибку, то он будет замкнутым и неуверенным в себе, а, следовательно, предпочтет хранить молчание.

7) Свобода перемещения детей. Двигательная активность – это основа для полноценного восприятия окружающего мира.

Обучение слабослышащих и глухих детей по методу Леонгард происходит в несколько этапов.

1. На первом этапе основная задача – это развитие движений. Речь – это не только продукт работы органов артикуляции, сколько итог согласованной работы мышления, остаточного слуха, разнообразных движений. Здесь создается полнота сенсорной активности.

2. Главная задача второго этапа – это становление речи, которое у ребенка является сугубо практической деятельностью. Оречевление действия взрослым дает возможность поддержать и активизировать голосовые реакции ребенка, соотнесенные с действием. Повторяемость сопряженных действий организует ожидания ребенка и позволяет ему опережать в своих ощущениях изменения в действиях и настраивать себя на соответствующий отклик. Необходимо сделать акт восприятия ситуации самостоятельным и активным действием ребенка, т. е. ребенок должен сам устанавливать персональные и личные контакты с другими детьми. В ситуации должны реализовываться намерения и желания ребенка, возникшие у него в данных конкретных ситуациях. На этом этапе создается полнота обстоятельств, которая сохраняет и развивает сенсорную активность ребенка.

3. На третьем этапе происходит формирование речевой активности. Первостепенное внимание должно быть уделено формированию у ребенка желания осуществлять совместную со взрослым или сверстником какую-либо деятельность. Основное педагогическое средство на этом этапе – это конструирование взрослым собственного поведения. Основная задача взрослого – построить речевое поведение, формирующее у глухих детей намерение, сказав что-то кому-то (в принятой, обычной манере), выслушать отклик для своего последующего ответа. Под речевым поведением понимается такое поведение взрослого, которое приводит к возникновению и развитию инициативной, самостоятельной речи каждого ребенка из группы, в которой ведется работа. Носитель речевого поведения изменяет обстоятельства так, что они сами или их изменения побуждают участников общего дела обращаться друг к другу, тем самым разрешать предложенную ситуацию речевым образом.

Просмотров: 10738