Организация коррекционной работы с неслышащими детьми

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

Структура: пояснительная записка; программы по девяти разделам; приложение (примерный словарь для всех разделов программы, методические рекомендации к отдельным разделам).

Содержание. Определенная последовательность разделов программы учитывает особенности воспитания глухих детей, а совокупность разделов позволяет обеспечить необходимое педагогическое влияние на все линии развития ребенка-дошкольника.

Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (Л.А. Головчиц, Л.П.Носкова, Н.Д. Шматко, А.Д. Салахова, Г.В. Короткова, А.А. Катаева, Т. В. Трофимова) предназначена для работы со слабослышащими детьми преддошкольного и дошкольного возраста (1,5-7 лет) в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, группах при массовых дошкольных учреждениях. Программа рассчитана на пять лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей по всем направлениям педагогической работы, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка-дошкольника и подготовку к дальнейшему школьному обучению.

Задачи: организовать психолого-педагогическое изучение ребенка в целях уточнения состояния слуха и интеллекта; обогащать общее развитие; проводить коррекцию недостатков в развитии; осуществлять подготовку к школе. Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития слабослышащих детей на основе изучения их возрастных возможностей. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы представлены в ней с учетом уровня психического развития слабослышащего ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей.

Структура: пояснительная записка, программы по разделам, примерный тематический словарь, примерный режим дня и примерные учебные планы, приложение (методические рекомендации к программе по отдельным разделам). Важным условием организации коррекционно-воспитательной работы является применение звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального использования на всех занятиях и в режимные моменты, широкое использование и развитие остаточного слуха.

Содержание. Программа состоит из девяти разделов, которые в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям: физическое и умственное развитие; нравственное и эстетическое воспитание; обучение словесной речи; развитие остаточного слуха.

Правила для педагогов по адаптации ребенка к дошкольному
образовательному учреждению:

1.  Адаптация ребенка с нарушенным слухом к режиму детского сада, к его среде и к необходимым воспитательным моментам должна соответствовать принципам преемственности, последовательности, постепенности, при обязательном учете возрастных и индивидуальных особенностей.

2.  Стимулирование глухого/слабослышащего ребенка к успешной адаптации и активности занять свое место в детском обществе во многом зависит от разумной деятельности педагогов дошкольного учреждения.

3.  Между родителями и воспитателями должна существовать четкая договоренность о том, что можно разрешать или запрещать глухому/слабослышащему ребенку. Сами требования, которые предъявляются такому ребенку, должны быть посильными и выполнимыми.

4.  Необходимо приучать ребенка постепенно (на основе подражания) к режимным моментам (кормлению, укладыванию спать, умыванию), чтобы
избежать отрицательного отношения к детскому саду из-за резкого изменения обстановки.

5.  Перед умыванием, приемом пищи, укладыванием на сон и т.д. воспитатель должен доходчиво информировать ребенка и создать установку, настроить на выполнение предстоящего процесса, чтобы избежать причинения ребенку неприятных ощущений. Необходимо четко, спокойно и доброжелательно сообщить (показать), зачем и куда его ведут, что сейчас произойдет.

6.  При формировании культурно-гигиенических навыков важно учитывать уровень развития ребенка с нарушенным слухом не только по возрасту, но и
по его индивидуальным особенностям и возможностям, дифференцировать и адекватно использовать приемы и методы педагогического воздействия.

7.  Педагоги должны использовать в общении с таким ребенком все возможные и доступные для него средства: устная и письменная речь, естественные жесты и мимика.

8.  Педагоги и психолог учреждения проводят специальную работу с детьми группы для принятия такого ребенка, включения его в общение и в разные
виды детской деятельности.

Просмотров: 10738