Организация коррекционной работы с неслышащими детьми

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Оценка правильности настройки слухового аппарата в данный период времени для данного ребенка осуществляется сурдопедагогом. Кроме того, сурдопедагог начинает проводить целенаправленные систематические занятия с глухим или слабослышащим по развитию слухового восприятия и обучению устной речи. Сурдопедагог учит родителей правильному общению с плохослышащим малышом в семье и как правильно заниматься с ним дома.

В это же время психолог работает с родителями малыша, так как после постановки диагноза родители находятся в стрессовом состоянии. Психолог помогает преодолеть эти переживания, принять и любить не такого как все ребенка. Психолог учит родителей наблюдать за развитием малыша и анализировать полученные результаты.

В этот период подключается и социальный педагог. Он объясняет родителям права и обязанности плохослышащих, помогает оформить инвалидность и дает рекомендации по заполнению индивидуальной реабилитационной карты малыша. Социальный педагог показывает перспективы дальнейшего обучения ребенка, возможности его социализации и адаптации в современном обществе, раскрывает роль родителей в этом сложном процессе.

В последнее время плохослышащим детям все чаще требуется и помощь логопеда. Если в середине – конце 20 века логопедические, речевые нарушения у глухих и слабослышащих встречались достаточно редко, а нарушение произношения в основном зависело от степени снижения слуха, то сейчас у каждого пятого плохослышащего ребенка диагностируется дополнительное речевое нарушение. Коррекция такого нарушения возможна только с помощью квалифицированного специалиста-логопеда. Но логопед может поставить диагноз и начать заниматься с плохослышащим ребенком только тогда, когда сурдопедагог и родители подготовят его к таким занятиям. Кроме того, среди глухих и слабослышащих учащихся все чаще встречаются дети, имеющие нарушения письменной речи, которые также поможет исправить логопед. Логопедическая составляюшая в коррекционно-реабилитационной работе имеет огромное значение в течение длительного времени, так как закрепление правильного произношения может затянуться у ребенка на многие годы.

Раннее начало коррекционных занятий позволяет развивать слуховое восприятие ребенка в тот возрастной период, когда происходит физиологическое созревание слухового анализатора. Развитие анализаторов в том числе и слухового возможно лишь при условии постоянного поступления информации из внешнего мира. Для того чтобы начал функционировать и развиваться слуховой анализатор при нарушенном слухе, необходимо интенсивное педагогическое воздействие при условии постоянного пользования индивидуальными слуховыми аппаратами. Требуется не только правильное общение с глухим или слабослышащим малышом в процессе ухода за ним, организации его деятельности, выполнения рекомендаций по воспитанию, но и проведение специальной работы по формированию его устной речи.

Своевременное начало коррекционной работы и ее систематическое и правильное проведение приводят к тому, часть детей, несмотря на тяжелую тугоухость или даже глухоту, уже к 3—5 годам владеют развернутой фразовой речью, звучание которой близко к нормальному: не только уровень их общего, но и речевого развития приближается к тому, который в этом возрасте имеют слышащие дети.

Содержание и методика работы по развитию остаточного слуха зависят от того с какого возраста с ребенком начали проводить занятия.

На 1— 3-м месяце жизни у ребенка развивается слуховое и зрительное сосредоточие. При проведении коррекционной работы необходимо обеспечить малыша разнообразными зрительными, слуховыми и осязательными впечатлениями. Ребенок учится всматриваться в лицо разговаривающего с ним взрослого, останавливать взгляд на красочных и блестящих игрушках, следить за передвигающимися предметами. У него развивается умение прислушиваться к разным звукам: речи, пению, звучанию игрушек и т. д. С этой целью взрослый ласково разговаривает с малышом, зовет его по имени, некоторое время беседует с ним, привлекая внимание к своему лицу.

Со 2—3-го месяца жизни, когда ребенок начинает сам издавать звуки в состоянии покоя, взрослый, повторяя за ним звуки, побуждает его к подражанию. При этом следует предлагать не только звукосочетания, освоенные ребенком, но и новые, произносимые с разным ритмом интонации.

При формировании слухового сосредоточения кроме голоса используются игрушки, издающие звуки, доступные слуху ребенка. Его учат следить взглядом за игрушкой в момент ее звучания. Иногда ребенка побуждают определить, откуда направлен звук.

На 3 - 6-м месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом является обеспечение его различными слуховыми, зрительными, осязательными впечатлениями. Главным слуховым раздражителем является речь взрослого. Речевое общение с ребенком осуществляется во все время его активного бодрствования. Взрослые разговаривают с малышом с различной интонацией, взяв его на руки, поют ему несложные, но разнообразные по ритму и темпу песенки, двигаясь с ним в такт звучания.

Просмотров: 10739