Организация коррекционной работы с неслышащими детьми

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Ю.С. Пяшкур старший преподаватель

кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

 

Необходимость ранней коррекционной работы с неслышащими детьми отмечалась передовыми сурдопедагогами уже с конца XIX — начала XX века Н.М. Лаговским, Н.К. Паткановой, Ф.А. Рау, Н.А. Рау. В 1900 г. в Москве Н.А. Рау и Ф.А. Рау открыли первый в Европе детский сад для детей с недостатками слуха, а в 1930 г. Е.Ф. Рау основала первые ясли, в которых обучение начиналось с трехмесячного возраста. В 50—70-х годах большой вклад в разработку различных вопросов обучения глухих дошкольников внесла Б.Д. Корсунская. Все эти сурдопедагоги вели большую консультативную работу, оказывали помощь в воспитании глухих и слабослышащих детей, в том числе и раннего возраста. Они издали специальные книги и брошюры для родителей (Н.А. Рау, Ф.А. Рау, Е.Ф. Рау, Б.Д. Корсунская), в которых обобщили все передовое в теории и практике сурдопедагогики.

 

В 70—80-х годах подход к формированию речи дошкольников с недостатками слуха во многом изменился (Л.П. Носкова), большое внимание стало уделяться развитию и использованию остаточного слуха детей в целях формирования у них устной речи (Е.П. Кузьмичева). Многие вопросы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей, в том числе и раннего возраста, нашли отражение в работах Э.И. Леонгард.

В настоящее время проблеме ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с нарушениями слуха уделяется большое внимание. Введены в действие Приказ Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» и Указания Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации». В соответствии с этими документами предполагается выявление детей, относящихся к группе риска по тугоухости, в роддомах. Затем эти дети обследуются в поликлиниках по месту жительства в 1, 2, 4 и 6 месяцев. В случаях подозрения на снижение слуха дети направляются в специализированные медицинские учреждения – сурдологические (сурдологопедические) кабинеты, где проводится комплексное медико-педагогическое обследование с целью установления диагноза и организации дальнейшей коррекционной помощи. Методика комплексного медико-педагогического исследования слуха младенцев и детей раннего возраста состоит из электрофизиологического, сурдологического и педагогического изучения слуховой функции.

Реабилитация глухих и слабослышащих детей раннего возраста включает в себя комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий: раннее выявление дефекта слуха, слухопротезирование (подбор ребенку индивидуальных слуховых аппаратов, обеспечивающих необходимое звукоусиление), проведение педагогической коррекции с младенцами и детьми раннего возраста.

Основная цель медико-психолого-педагогической помощи – организация комплексной диагностики, составление индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка специалистами разного профиля (врачами, сурдопедагогами, психологами, логопедами, социальными педагогами) и формирование особенной коррекционно-педагогической среды в условиях семьи для всестороннего, максимально полноценного развития ребенка и его социализации.

Система помощи лицам с нарушением слуха включает несколько этапов.

Первый этап – диагностический. На этом этапе велика роль врачей, которые с помощью современного медицинского оборудования устанавливают диагноз. Но полученные у детей аудиологические данные зависят от многих факторов – от возраста, наличия дополнительных нарушений, в том числе психоневрологического статуса, самочувствия и поведения во время обследования. Поэтому сурдопедагог также проводит оценку состояния слуховой функции ребенка и сопоставляет объективные параметры аудиологических тестов с субъективными данными педагогического тестирования для подтверждения или уточнения порогов слухового восприятия.

Кроме того, на этом этапе подключается психолог для определения уровня психического развития ребенка с целью выявления дополнительных нарушений или разграничения сенсорных (нарушение слуха, зрения) и интеллектуальных.

Второй этап – коррекционно-реабилитационный. Врач сурдолог подбирает и настраивает слуховой аппарат. Подстройка, перенастройка слухового аппарата – это процесс, который должен проходить в течение всего дошкольного детства и продолжаться в школе. Подбор режима работы слухового аппарата зависит от многих параметров: медицинских показателей, сурдопедагогических требований к слухопротезированию на данном возрастном и коррекционно-реабилитационном этапе, психологических и возрастных особенностей плохослышащего, возможностей семьи.


 

Оценка правильности настройки слухового аппарата в данный период времени для данного ребенка осуществляется сурдопедагогом. Кроме того, сурдопедагог начинает проводить целенаправленные систематические занятия с глухим или слабослышащим по развитию слухового восприятия и обучению устной речи. Сурдопедагог учит родителей правильному общению с плохослышащим малышом в семье и как правильно заниматься с ним дома.

В это же время психолог работает с родителями малыша, так как после постановки диагноза родители находятся в стрессовом состоянии. Психолог помогает преодолеть эти переживания, принять и любить не такого как все ребенка. Психолог учит родителей наблюдать за развитием малыша и анализировать полученные результаты.

В этот период подключается и социальный педагог. Он объясняет родителям права и обязанности плохослышащих, помогает оформить инвалидность и дает рекомендации по заполнению индивидуальной реабилитационной карты малыша. Социальный педагог показывает перспективы дальнейшего обучения ребенка, возможности его социализации и адаптации в современном обществе, раскрывает роль родителей в этом сложном процессе.

В последнее время плохослышащим детям все чаще требуется и помощь логопеда. Если в середине – конце 20 века логопедические, речевые нарушения у глухих и слабослышащих встречались достаточно редко, а нарушение произношения в основном зависело от степени снижения слуха, то сейчас у каждого пятого плохослышащего ребенка диагностируется дополнительное речевое нарушение. Коррекция такого нарушения возможна только с помощью квалифицированного специалиста-логопеда. Но логопед может поставить диагноз и начать заниматься с плохослышащим ребенком только тогда, когда сурдопедагог и родители подготовят его к таким занятиям. Кроме того, среди глухих и слабослышащих учащихся все чаще встречаются дети, имеющие нарушения письменной речи, которые также поможет исправить логопед. Логопедическая составляюшая в коррекционно-реабилитационной работе имеет огромное значение в течение длительного времени, так как закрепление правильного произношения может затянуться у ребенка на многие годы.

Раннее начало коррекционных занятий позволяет развивать слуховое восприятие ребенка в тот возрастной период, когда происходит физиологическое созревание слухового анализатора. Развитие анализаторов в том числе и слухового возможно лишь при условии постоянного поступления информации из внешнего мира. Для того чтобы начал функционировать и развиваться слуховой анализатор при нарушенном слухе, необходимо интенсивное педагогическое воздействие при условии постоянного пользования индивидуальными слуховыми аппаратами. Требуется не только правильное общение с глухим или слабослышащим малышом в процессе ухода за ним, организации его деятельности, выполнения рекомендаций по воспитанию, но и проведение специальной работы по формированию его устной речи.

Своевременное начало коррекционной работы и ее систематическое и правильное проведение приводят к тому, часть детей, несмотря на тяжелую тугоухость или даже глухоту, уже к 3—5 годам владеют развернутой фразовой речью, звучание которой близко к нормальному: не только уровень их общего, но и речевого развития приближается к тому, который в этом возрасте имеют слышащие дети.

Содержание и методика работы по развитию остаточного слуха зависят от того с какого возраста с ребенком начали проводить занятия.

На 1— 3-м месяце жизни у ребенка развивается слуховое и зрительное сосредоточие. При проведении коррекционной работы необходимо обеспечить малыша разнообразными зрительными, слуховыми и осязательными впечатлениями. Ребенок учится всматриваться в лицо разговаривающего с ним взрослого, останавливать взгляд на красочных и блестящих игрушках, следить за передвигающимися предметами. У него развивается умение прислушиваться к разным звукам: речи, пению, звучанию игрушек и т. д. С этой целью взрослый ласково разговаривает с малышом, зовет его по имени, некоторое время беседует с ним, привлекая внимание к своему лицу.

Со 2—3-го месяца жизни, когда ребенок начинает сам издавать звуки в состоянии покоя, взрослый, повторяя за ним звуки, побуждает его к подражанию. При этом следует предлагать не только звукосочетания, освоенные ребенком, но и новые, произносимые с разным ритмом интонации.

При формировании слухового сосредоточения кроме голоса используются игрушки, издающие звуки, доступные слуху ребенка. Его учат следить взглядом за игрушкой в момент ее звучания. Иногда ребенка побуждают определить, откуда направлен звук.

На 3 - 6-м месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом является обеспечение его различными слуховыми, зрительными, осязательными впечатлениями. Главным слуховым раздражителем является речь взрослого. Речевое общение с ребенком осуществляется во все время его активного бодрствования. Взрослые разговаривают с малышом с различной интонацией, взяв его на руки, поют ему несложные, но разнообразные по ритму и темпу песенки, двигаясь с ним в такт звучания.


 

На этом этапе начинают проводить специальные упражнения, направленные на развитие слуховой функции. К ним относится развитие умения определять расположение источников звучания, находящихся в различных направлениях при постоянно увеличивающемся расстоянии.

2-е полугодие жизни характеризуется тем, что от пассивного восприятия слышащий ребенок переходит к активному сотрудничеству со взрослым. В процессе совместной с ним деятельности, подразумевающей и действия с предметами, возникает понимание простых слов.

Слово воспринимается ребенком как компонент комплексной ситуации, составляет неотъемлемую ее часть.

Время начала специальной работы определяется индивидуально, по мере формирования понимания речи. Как только у ребенка вырабатывается сочетательный рефлекс на слово и он поворачивает голову к предмету, находящемуся на постоянном месте, следует начинать работу по различению слов, воспринимаемых только на слух.

Упражнения по формированию навыков слухового восприятия проводятся в ходе занятий по развитию речи. На этом этапе, когда малыш на вопрос матери «Где ав-ав?» поворачивает голову в сторону названного предмета, следует специально предъявить ему звукоподражание только на слух. После того как малыш начнет уверенно поворачивать голову в сторону названного предмета, следует точно так же начинать учить его слушать название другой игрушки. Таким образом, ребенка последовательно учат воспринимать только на слух два звукоподражания. Далее формируется умение различать их на слух. Позже учат по просьбе взрослого давать ту или иную игрушку.

К концу 1-го года жизни у ребенка накапливается определенный слуховой словарь, состоящий из 5—10 речевых единиц: звукоподражаний и лепетных слов-названий игрушек.

На 2-м году жизни речь начинает занимать особое положение в психической жизни слышащего ребенка.

Содержание коррекционной работы усложняется: расширяется слуховой словарь, включаются виды деятельности, предполагающие активное участие ребенка.

Расширение слухового словаря происходит за счет включения полных слов — названий игрушек, реальных предметов, действий. Звукоподражания постепенно замещаются соответствующими полными словами.

К концу 2-го года жизни в слуховой словарь включаются двусловные фразы: «Дай лялю», «Мяу спит» и др.

Таким образом, постепенно растет количество воспринимаемых на слух речевых единиц. Увеличивается также и расстояние от микрофона, аппарата или уха ребенка.

При проведении упражнений по различению на слух речевого материала деятельность ребенка должна быть эмоционально окрашена. Создается ситуация, когда перед ребенком стоит задача выбрать тот или иной предмет, игрушку по инструкции взрослого. Инструкция предъявляется слухо-зрительно, иногда подкрепляется естественным жестом, и только слово — материал слуховой тренировки — всегда предлагается на слух. Различение материала на слух происходит сначала в игре, потом при уборке игрушек. К концу 2-го года жизни ребенка педагог начинает проводить работу по различению речевого материала за столом, с привлечением в качестве наглядного материала не только игрушек и реальных предметов, но и их изображений.

Дети с нарушениями слуха, по окончании первоначального коррекционного периода работы с ними, нуждаются в ее продолжении в плане дальнейшего развития и совершенствования навыков восприятия устной речи на зрительной основе, в плане укрепления и развития остаточного слуха. Эта работа должна продолжаться в специальных учреждениях для слабослышащих детей, если ребенок обучается в них, а также в сурдологических кабинетах и в домашних условиях по заданиям сурдопедагога, если оглохший ребенок посещает массовый детский сад.

Таким образом, только в активном взаимодействии семьи плохослышащего ребенка и специалистов разного профиля можно создать благоприятные условия для полноценного, приближенного к нормальному развития, обеспечить дальнейшую социализацию его в обществе слышащих людей.


Согласно разработок Пелымской Т.В., Шматко Н.Д. основными составляющими системы сурдопедагогического сопровождения являются следующие компоненты работы:

1.                Медицинское направление

2.                Техническое обслуживание

3.                Психологическое сопровождение

4.                Педагогическое сопровождение.

1. Медицинское направление

Снижение слуха с возрастом происходит у всех людей, ухудшаются также острота зрения, моторика, память. Это инволюционный процесс, естественный процесс старения, и он затрагивает всех, но в разной степени: кого-то больше, кого-то меньше. Почему так происходит – однозначно ответить на этот вопрос нельзя. К факторам, которые могут привести к снижению слуха, относятся во-первых, комплекс заболеваний, которые присутствуют у пожилого человека. Дело в том, что многие болезни, такие как заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, патологии позвоночника, даже в молодом возрасте могут провоцировать снижение слуха либо же усугублять его у пожилого человека. Во вторых, инфекционные заболевания, например грипп, ОРВИ, могут привести к необратимым процессам; травмы; лечение ототоксическими препаратами, такими как софрадекс, гентамицин, стрептомицин и т.д. Кроме того, на состоянии слуха людей отражается повышенный уровень шума в современных мегаполисах, плохая экология и т.д. Таким образом, снижение слуха колеблется от незначительных изменений до выраженных.

Возрастные изменения органа слуха охватывают все его отделы, от ушной раковины до коркового отдела слухового анализатора. Нарушение слуха подразделяется на два самостоятельных вида: кондуктивную, обусловленная дегенеративными изменениями структур среднего уха и уменьшением эластичности костей черепа, и сенсоневральную, которая, в свою очередь, подразделяется еще на четыре вида: сенсорный, невральный, метаболический и механический. Первый связывается с атрофией волосковых клеток органа Корти; второй – с уменьшением количества нервных клеток спирального ганглия, слухового нерва и центральных структур слухового пути; третий – с атрофией сосудистой полоски, приводящей к ослаблению метаболических процессов в улитке; четвертый – с дегенеративными изменениями основной мембраны улитки. Таким образом, все лица с нарушенным слухом должны находится на учете в сурдологическом центре.

Сурдолог – оториноларинголог осуществляет контроль за состоянием слуха пациента – проводит аудиометрическое исследование, кроме того, врач может подобрать поддерживающую терапию, не позволяющую слуху снижаться дальше, а также назначает лечение при обострении.

Для коррекции нарушенного слуха используется медицинские методы -
слухопротезирование и кохлеарное имплантирование.

Слухопротезирование - медицинский метод электроакустической
коррекции слуха, который подразумевает подбор и настройку индивидуальных слуховых аппаратов врачом - сурдологом в соответствие со степенью нарушения слуха. В большинстве случаев требуется бинауральное (на оба уха) слухопротезирование.

Кохлеарная имплантация - современный медицинский метод коррекции нарушенной слуховой функции, который подразумевает вживление электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных волокон слухового нерва (И.В. Королева, В.И. Пудов, Г.А. Таварткиладзе и др.). В последнее время практикуется бинауральная кохлеарная имплантация.

Кохлеарное имплантирование включает: отбор пациентов (определение
показаний и исключение противопоказаний к проведению КИ); проведение
хирургической операции; включение речевого процессора и его настройку;
послеоперационнаяую слухоречевую реабилитацию.

Слышащие люди часто считают, что индивидуальный слуховой аппарат/кохлеарный имплант - это «очки» для слуха, с ним человек сразу становится слышащим и говорящим. Но ни слуховые аппараты, ни импланты не могут одномоментно компенсировать речевые нарушения.

После слухопротезирования кохлеарной имплантации ребенок начинает воспринимать незначимые для него наборы звуков. Для того, чтобы ребенок начал пользоваться речью как средством общения и мышления, необходимо сформировать у него слухоречевые образы слов, соотнесенные с их значением. Именно поэтому необходимы специальные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия и речи.

Ребенок должен пользоваться слуховыми аппаратами / кохлеарнымимплантом постоянно, чтобы иметь возможность все время слышать звуки и речь. Это обязательное условие для успешного обучения и общения.

Если аппараты/импланты подобраны и настроены правильно, то их постоянное использование не вызывает у ребенка дискомфорта и ухудшения слуха.

Медицинская коррекция слуха - начало реабилитации плохослышащего ребенка, так как слышать и понимать речь - два различных процесса. После медицинской коррекции начинается длительный период формирования слуховых представлений и целенаправленное развитие речи ребенка. Слуховой аппарат/кохлеарный имплант не может компенсировать систематическое недоразвитие речи.


 

В последнее время в общеобразовательные учреждения приходят кохлерноимплантированные дети. Это особая достаточно разнородная группа дошкольников, уровень развития которых также во многом будет зависеть от таких основных показателей, как:

-   время проведения кохлеарной имплантации;

-   наличие систематических занятий с сурдопедагогом и дома с родителями.

2. Техническое обслуживание.

На сегодняшний день ни излечить, ни предупредить возрастную тугоухость медики пока не в силах. Единственная помощь – электроакустическая коррекция слуха при помощи слухового аппарата (СА).

Электроакустическая коррекция слуха пожилых людей имеет характерные особенности: слух пожилого человека находится на этапе распада

Тугоухость у лиц старшего возраста обычно характеризуется следующими нарушениями:

·                     повышение высокочастотных порогов слышимости, которое уже в 60 лет затрагивает основные речевые форманты;

·                     повышение порогов дифференциальной слуховой чувствительности;

·                     снижение слуховой оперативной памяти и устойчивости к помехам;

·                     уменьшение способности оценивать быстротекущие переходные акустические процессы;

·                     снижение слухового динамического диапазона (ФУНГ), скорости переработки звуковой информации, способности к бинауральному взаимодействию;

·                     ухудшение звукопроводящих свойств черепа.

Поэтому при электроакустической коррекции старческой тугоухости бинауральные слуховые аппараты, а также средства костной проводимости считаются малоэффективными.

– Возрастные нарушения слуха протекают на фоне общего старения человеческого организма, что влечет за собой дополнительные трудности.

Согласно приблизительной оценке российских специалистов, если эффективность слухопротезирования у людей 50-60 лет условно принять за 100%, то к 70 годам она падает до 80%, к 80 годам составляет уже 40%, а к 90 годам – всего 20%.

Слуховые аппараты, предназначенные для коррекции слуха у людей старшего возраста, должны иметь параметры, учитывающие не только аудиологические показатели, но и индивидуальные особенности пожилого человека, а реабилитационные мероприятия, проводимые сурдопедагогом должны улучшить качество восприятия устной речи.

В последнее время технология слухопротезирования претерпела огромные изменения. Миниатюризация отдельных компонентов привела к появлению косметически привлекательных слуховых аппаратов, обладающих улучшенными акустическими характеристиками. Основным их преимуществом является более точное соответствие настраиваемых параметров аудиологическим потребностям пользователя. Доминируют программируемые слуховые аппараты. Процесс адаптации пациента к слуховому аппарату сопровождается определенными трудностями: привычка к другому характеру звука, появление новых звуков, которые прежде не приходилось слышать. Кроме того, с возрастом удлиняется и усложняется фаза адаптации к слуховому аппарату. Для этого иногда пациенту приходиться несколько раз посетить сурдопедагога, для того чтобы настроить СА и пройти курс реабилитационных мероприятий по адаптации к СА, чтобы добиться максимально разборчивого восприятия речи.

Слухопротезирование, как метод компенсации недостатков слухового восприятия, приобретает значение социальной важности, так как способствует восстановлению коммуникативной функции.

3. Педагогическое направление является основным, так как позволяет пациенту наиболее полно включиться в процесс коммуникации с людьми. Оно предполагает следующие компоненты работы:

I. Диагностический

II. Коррекционная работа

·            развитие слухового восприятия

·            совершенствование устной речи

·            формирование самоконтроля над собственной речью

·            совершенствование навыков чтения с губ

III. Контроль качества

IV. Работа с родственниками


Диагностический этап предполагает сбор анамнестических данных для того, чтобы получить сведения о причинах нарушения слуха, проводимом лечении, наличии сопутствующих соматических и неврологических заболеваний, о проводимой ранее коррекционной работе по тренировке слухового восприятия и т.д. На данном этапе проводится:

·            оценка слухового восприятия речевых и неречевых сигналов,

·            оценка навыка чтения с губ и слухозрительного восприятия речи,

·            оценка навыков коммуникации (способов общения).

Для того чтобы процесс реабилитации был успешным необходим индивидуально дифференцированный подход в составлении индивидуальной программы реабилитации. Данная программа должна учитывать возраст; особенности слухового, зрительного, слухозрительного восприятия; особенности устной речи; уровень языкового развития, способность лица к общению. Однако успешность работы зависит от систематичности реабилитационных занятий и от правильной их организации, включающих:

·            занятия с педагогом по индивидуальной программе;

·            самостоятельную работу дома по восприятию неречевых звуков и речи;

·            периодическое тестирование речевыми материалами разного лингвистического уровня;

·            анализ полученных данных.

В ходе коррекционной работы по развитию слухового восприятия для каждого пациента подбирается речевой материал, который учитывает его:

·            индивидуальное физическое, умственное и сенсорное состояние;

·            акустические характеристики речевого материала, т.е. подбирать слова с теми звуками, которые лучше воспринимаются;

·            лексические характеристики, т.е. материал должен быть знаком лексически и соответствовать уровню слухоречевого развития;

·            работа должна строиться по принципу от простого к сложному;

·            коммуникативную направленность, т.е материал должен быть актуальным для речевого общения.

В качестве речевого материала используются слова, фразы, тексты.

В процессе реабилитационных мероприятий необходимо учитывать особенности памяти, внимания пожилого человека. Например, сведя эффект от рассеянности до минимума и обеспечивая четкие ощущения более сохранных сенсорных органов, можно улучшить процесс запоминания для пожилых лиц, имеющих проблемы с памятью. Еще одним необходимым условием является предоставление ясной и точной информации, четко структурированной. Частое повторение в замедленном темпе (по необходимости) устной информации и предоставление ее в письменном виде могут положительно повлиять на память уже в процессе реабилитации. А проведение многочисленных коротких встреч в ходе реабилитационного периода снижает фактор усталости, отрицательно влияющий на внимание и память.

Учитывая какую роль играет устная речь для осуществления взаимодействия с окружающими слышащими людьми, необходимо, чтобы произношение было достаточно внятным и членораздельным. В зависимости от времени потери слуха, степени тугоухости или длительности глухоты, фактического возраста человека, от практики общения с помощью устной речи задачи и содержание коррекционной работы для пожилых лиц будет различным. Для одних это совершенствование устной речи, для других достигнуть максимальной внятной и членораздельной устной речи. В содержание коррекционной работы над устной речью входит:

·            работа над всеми компонентами устной речи(произношением, голосом, дыханием, темпом речи, словесным и логическим ударением и др.)

·            усвоение теоретических сведений обо всех составляющих устной речи.

Коррекционное воздействие, направленное на повышение качества произношения, необходимо начинать с подбора речевого материала.

Самоконтроль является главным компонентом любой целенаправленной деятельности, позволяет определить, соответствует ли выполняемая деятельность намеченной цели; служит важнейшим условием правильного выполнения действий, способствует формированию навыков. Развивать умение контролировать свою речь с помощью слуха необходимо начинать с первых занятий. При выполнении того или иного задания должен возникнуть комплекс ощущений от произнесения звука, который связан с использованием слуха, зрения. Проводится большое количество тренировочных упражнений, которые позволят зафиксировать в памяти слухоартикуляторные образы (координации). В содержание работы необходимо включать различные виды упражнений: называние предметов, сообщение, ответы на вопросы, обращение.


Совершенствование навыка чтения с губ. Общей сурдопедагогической задачей в работе с оглохшими любого возраста является восстановление возможности понимать устную речь окружающих. Чтение с губ – это зрительное восприятие устной речи по видимым речевым движениям говорящего. Навыки чтения с губ формируются в результате специального обучения, и у плохослышащих людей полностью восстанавливается полноценный способ общения с окружающими. Человеку с нарушенным слухом необходимо прочно соединить зрительное восприятие со своими собственными речевыми движениями. И тогда эти его собственные речевые движения будут помогать при чтении с губ. У лиц пожилого возраста навыки чтения с губ сформированы в разной степени и зависят от возраста, в котором произошло снижение слуха, длительности глухоты, от проводимой коррекционной работы по восприятию устной речи.

Пожилым лицам, из-за нарушения слуховой памяти, внимания, а также тем, у которых наблюдается медленная динамика восстановления слухового восприятия со слуховым аппаратом, важно слуховую работу проводить параллельно с обучением чтению с губ. Зрительное восприятие звучащей речи будет способствовать тренировке слухового восприятия через кинестетические ощущения речевых движений, способствовать накоплению опыта слухового восприятия речи со слуховым аппаратом. Объединившись, зрительная и слуховая речевая информация будет способствовать лучшей разборчивости речи.

Контроль качества. Важным этапом работы является контроль качества слухового восприятия после каждого занятия и в результате контрольных проверок. В ходе контрольных проверок определяется качество состояния слухового восприятия, слухозрительного восприятия, навыки чтения с губ (зрительного восприятия). Контрольные проверки проводятся на том тренировочном речевом материале, который находится в работе. К ним относятся слова, фразы, которые предъявляются разными сенсорными способами. Критерием является количество правильных ответов и выражается в процентах. Важно, наряду с развитием слухового восприятия оценивать качество всех компонентов устной речи – звукопроизношение, речевое дыхание, голос, словесное и логическое ударение, соблюдение норм орфоэпии, интонационную структуру речи и др., а также умение контролировать свою речь с помощью слуха.

Работа с родственниками. Эффективность работы с пожилыми лицами во многом определяется ролью участия родственников в слухоречевой реабилитации, так как от их участия зависит, как их родственник будет с ними общаться.

Для этого необходимо:

·            объяснить важность занятий по слухоречевой реабилитации как с сурдопедагогом, так и дома;

·            настроить родственников на регулярные самостоятельные занятия под руководством педагога;

·            выявить потенциальные возможности занятий дома, кто будет заниматься,

·            помочь решить вопрос обеспечения речевой средой.

Помогать родственникам в решении возникших вопросов – важная задача сурдопедагога.

По нашим данным те лица пожилого возраста, которые прошли курс адаптации к слуховому аппарату или обучению навыкам чтения с губ лучше легче адаптируются в социуме, чем те, которые в силу каких-либо причин( плохое самочувствие, удаленность от реабилитационного центра и т.д.) не могли этого сделать.

4. Психологическое направление

Слуховой аппарат – вспомогательное средство для коррекции потери слуха, и вместе с тем внешний признак этой потери. Но, так как плохослышащий человек опасается ошибочного истолкования своего недостатка как глупости, то он опасается носить и слуховые аппараты, полагая, что окружающие могут счесть их позорным признаком его умственной неполноценности. Не перестаешь удивляться тому, насколько подвержены этому предрассудку самые интеллигентные пациенты, включая академиков и даже врачей. Ведь именно под этим предлогом они часто откладывают настоятельно необходимое им слухопротезирование.

Здесь может помочь только один способ: противопоставление мнимому позору при ношении СА (который можно легко замаскировать небольшим изменением прически у женщин) альтернативы плохого слуха и его последствий. Ведь именно в отсутствие СА плохослышащие люди могут приниматься за «умственно недоразвитых», обременять окружающих, не понимать, о чем с ними говорят, подвергаться скрытым насмешкам и т.д.

В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста.

Значение дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением слуха для их социализации и реабилитации подчеркивалось передовыми сурдопедагогами с конца XIX века (II.M. Литовский, В.К. Патканова, Ф.А. Pay, Н.А. Pay и др.). В 60 годы XX века началось систематическое изучение и обучение детей с нарушением слуха раннего возраста (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, Н.Г. Морозова и др.). В послед-
ние пятнадцать лет активно ведется разработка вопросов выявления, воспитания и обучения детей с нарушениом слуха не только раннего, но и младенческого возраста (Э.И. Леонгард, Н.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.). Как свидетельствуют результаты раннего включения детей в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения, ребенок быстрее
овладевает способами восприятия окружающего мира, способами общения, оказывается более способным к осмыслению тех или иных жизненных ситуаций и т. д.


С учетом состояния слуха и речи организуются дошколь­ные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих детей. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в различных образовательных учреждениях:

1. Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабо­слышащих детей.

Дошкольные образовательные учреждения ком­пенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного числа глу­хих или слабослышащих детей. Группы в дошкольных образователь­ных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической комиссии.

В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида принимают глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех лет) рассчитан на пять лет или на че­тыре года.

Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное и ночное время, а также круглосу­точно, в выходные и праздничные дни. Предусматривается и свобод­ное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.

В детских садах компенсирующего вида для глухих или для сла­бослышащих детей могут открываться группы для детей со слож­ными дефектами (сочетание двух и более нарушений).

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться име­ющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослы­шащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соот­ветствии с индивидуальными особенностями воспитанников (воз­раста, состояния слуха, речи, интеллекта и т. п.).

2. Детские сады комбинированного вида. В состав таких детса­дов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирую­щие — для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для слабослыша­щих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослы­шащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из детей одного возраста или смежного.

3. Детские сады (группы) общеразвивающего вида.

Здесь возмож­но интегрированное обучение глухих, слабослышащих или позднооглохших дошкольников. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом.

4. Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекцион­ных) школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей.   

Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) принима­ются дети с двух-трех лет в зависимости от имеющихся условий. В некоторых случаях организуются группы для детей старшего до­школьного возраста, специальное обучение которых по разным при­чинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки. В течение двухлет­него периода проводится общеразвивающая и коррекционная рабо­та, направленная на подготовку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих детей.

При организации и определении содержания воспитания и обу­чения глухих детей педагоги могут руководствоваться Програм­мой воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глухих детей. Программа рассчитана на двухлетний срок коррекционно-воспитательной работы в дошкольных группах. Педа­гоги используют программы, рекомендованные детским садам для глухих и слабослышащих детей, а также могут разрабатывать и выбирать вариативные коррекционные и общеразвивающие про­граммы.

5. Образовательные учреждения для детей дошкольного и млад­шего школьного возраста «начальная школа — детский сад» ком­пенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей.


В струк­туре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В образователь­ных учреждениях «начальная школа — детский сад» реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного образования глухих или слабослышащих и позднооглох­ших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в коррекционной работе являются педагогические технологии непрерывно­го коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизического раз­вития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразвивающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная дея­тельность детей — в дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей — в школе.

В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть организованы группы кратковременного пребывания. Они мо­гут создаваться при детских садах компенсирующего вида для де­тей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которых входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих и слабослы­шащих. Группа является структурным подразделением дошкольно­го образовательного учреждения. Комплектование групп осуществ­ляется психолого-медико-педагогической комиссией.

Обучение в условиях кратковременного пребывания рекомен­дуется для детей с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; для детей с легкой степенью тугоухости, воспитываю­щихся в общеразвивающих дошкольных учреждениях; для внезап­но оглохших детей; для детей с комбинированными нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но нуждаются в коррекционной помощи; для детей, которым противопоказано посещение детского сада, а также для тех детей с нарушениями слуха, которые воспитываются дома и не посещают специальный детский сад. Основная организационная форма работы — индиви­дуальные занятия и занятия малыми группами (по 2—3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с учителем-дефектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.

6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции. Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие за­нятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием детей, ин­тегрированных в дошкольные образовательные учреждения.

В последние годы с целью организации медицинской и психоло­го-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России стали организовываться центры реабилитации слуха и речи. В таких центрах проводят диагностику нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное слухопротези­рование. В структуре данных учреждений, как правило, существует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошколь­ников. В центрах реабилитации слуха и речи используется вербо-тональная методика, разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия).


Комплектование групп в дошкольных учреждениях

В основу комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста по­ложено «Типовое положение о дошкольном образовательном уч­реждении» (1995). При организации групп необходимо учитывать также критерии, в соответствии с которыми обеспечивается пра­вильный подбор детей и учитываются индивидуальные особенно­сти их развития.

1.   Учет состояния слуха и речи ребенка при направлении его в группу специального детского сада. Организуются ясли и детские сады для глухих и для слабослышащих детей. В дошкольных учреж­дениях смешанного типа организуются самостоятельные группы, как для глухих, так и для слабослышащих детей. Раздельное обу­чение глухих и слабослышащих детей обусловлено различным ис­ходным уровнем слухоречевого развития, темпами формирования речи, что реализуется в разных программах обучения для глухих и для слабослышащих детей, в основе которых лежат различные воз­можности использования слуха для формирования речи, примене­ние различных методов обучения.

Позднооглохшие дети, не полностью утратившие речь, направля­ются в группы для слабослышащих детей.

В некоторых случаях в детские сады для слабослышащих детей по решению психолого-медико-педагогической комиссии направля­ют глухих детей с речью, сформированной в результате системати­ческих занятий родителей с ребенком в семье.

При комплектовании групп для слабослышащих детей большое значение имеет учет уровня речевого развития. Желательно, чтобы в одни группы объединялись дети с одинаковым уровнем речевого развития, потому что, например, пребывание детей с фразовой ре­чью в среде неговорящих может негативно отразиться на качестве их устной речи.

2.   Учет возраста ребенка со сниженным слухом.

В дошкольных учреждениях организуются группы:

 – группа детей преддошкольного возраста — от полутора-двух   до трех лет;

 – младшая группа — от трех до четырех лет;

 – средняя группа — от четырех до пяти лет;

 – старшая группа — от пяти до шести лет;

 – подготовительная группа — от шести до семи лет.

В некоторых случаях, когда число групп в дошкольном учрежде­нии меньше указанного выше, в группы могут направляться дети смежного возраста, например в младшей группе могут оказаться дети, которым уже исполнилось четыре года. В этом случае сурдо­педагог проводит работу по подгруппам, в которые объединяются дети одного возраста.

3. Учет имеющихся сложных недостатков в развитии, т. е. со­четания снижения слуха с олигофренией в степени дебильности, ДЦП, нарушениями эмоционально-волевой сферы и др.

В до­школьных учреждениях компенсирующего вида создаются группы для детей со сложными недостатками в развитии. В такие группы принимаются дошкольники четырех-пяти лет. Наполняемость груп­пы — до пяти детей. В тех случаях, когда число детей со сложными дефектами меньше пяти и нет возможности создать специальную группу, их обучение может осуществляться по разработанной инди­видуальной программе.

В группы для детей со сложными дефектами не принимаются слепоглухие; дети с нормальным слухом без речи; умственно от­сталые в степени имбецильности и идиотии; дети с психопатоподобным поведением; с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия); дети с тяжелыми нарушениями моторики, нуждаю­щиеся в индивидуальном уходе.

Обучение детей раннего и преддошкольного возраста ведется в соответствии со следующими программами: «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста».

Программа «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» (Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова.) предназначена для работы с глухими детьми предшкольного и дошкольного возраста от 1,5-2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, специальных группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и его подготовку к школьному обучению.

Задачи: помогать педагогам в психолого-педагогическом изучении ребенка; осуществлять коррекцию аномального развития; способствовать обогащению его общего развития; готовить ребенка к обучению в школе.

Программа строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов. Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения: обеспечить общее разностороннее развитие глухих дошкольников на основе изучения их возрастных психофизических возможностей; организовать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей; осуществлять деятельностный подход к воспитанию глухих детей, т.е. проводить все виды воспитательной работы (образовательную и коррекционную) в русле основных видов детской деятельности; использовать и развивать у детей остаточный слух, применять звукоусиливающую аппаратуру коллективного и индивидуального пользования на занятиях и в режимные моменты; использовать в общении с детьми речевые средства как в естественных, так и в специально созданных ситуациях; обеспечить преемственные связи между специальным дошкольным учреждением для глухих детей и соответствующим типом школы.


Структура: пояснительная записка; программы по девяти разделам; приложение (примерный словарь для всех разделов программы, методические рекомендации к отдельным разделам).

Содержание. Определенная последовательность разделов программы учитывает особенности воспитания глухих детей, а совокупность разделов позволяет обеспечить необходимое педагогическое влияние на все линии развития ребенка-дошкольника.

Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (Л.А. Головчиц, Л.П.Носкова, Н.Д. Шматко, А.Д. Салахова, Г.В. Короткова, А.А. Катаева, Т. В. Трофимова) предназначена для работы со слабослышащими детьми преддошкольного и дошкольного возраста (1,5-7 лет) в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, группах при массовых дошкольных учреждениях. Программа рассчитана на пять лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей по всем направлениям педагогической работы, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка-дошкольника и подготовку к дальнейшему школьному обучению.

Задачи: организовать психолого-педагогическое изучение ребенка в целях уточнения состояния слуха и интеллекта; обогащать общее развитие; проводить коррекцию недостатков в развитии; осуществлять подготовку к школе. Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития слабослышащих детей на основе изучения их возрастных возможностей. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы представлены в ней с учетом уровня психического развития слабослышащего ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей.

Структура: пояснительная записка, программы по разделам, примерный тематический словарь, примерный режим дня и примерные учебные планы, приложение (методические рекомендации к программе по отдельным разделам). Важным условием организации коррекционно-воспитательной работы является применение звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального использования на всех занятиях и в режимные моменты, широкое использование и развитие остаточного слуха.

Содержание. Программа состоит из девяти разделов, которые в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям: физическое и умственное развитие; нравственное и эстетическое воспитание; обучение словесной речи; развитие остаточного слуха.

Правила для педагогов по адаптации ребенка к дошкольному
образовательному учреждению:

1.  Адаптация ребенка с нарушенным слухом к режиму детского сада, к его среде и к необходимым воспитательным моментам должна соответствовать принципам преемственности, последовательности, постепенности, при обязательном учете возрастных и индивидуальных особенностей.

2.  Стимулирование глухого/слабослышащего ребенка к успешной адаптации и активности занять свое место в детском обществе во многом зависит от разумной деятельности педагогов дошкольного учреждения.

3.  Между родителями и воспитателями должна существовать четкая договоренность о том, что можно разрешать или запрещать глухому/слабослышащему ребенку. Сами требования, которые предъявляются такому ребенку, должны быть посильными и выполнимыми.

4.  Необходимо приучать ребенка постепенно (на основе подражания) к режимным моментам (кормлению, укладыванию спать, умыванию), чтобы
избежать отрицательного отношения к детскому саду из-за резкого изменения обстановки.

5.  Перед умыванием, приемом пищи, укладыванием на сон и т.д. воспитатель должен доходчиво информировать ребенка и создать установку, настроить на выполнение предстоящего процесса, чтобы избежать причинения ребенку неприятных ощущений. Необходимо четко, спокойно и доброжелательно сообщить (показать), зачем и куда его ведут, что сейчас произойдет.

6.  При формировании культурно-гигиенических навыков важно учитывать уровень развития ребенка с нарушенным слухом не только по возрасту, но и
по его индивидуальным особенностям и возможностям, дифференцировать и адекватно использовать приемы и методы педагогического воздействия.

7.  Педагоги должны использовать в общении с таким ребенком все возможные и доступные для него средства: устная и письменная речь, естественные жесты и мимика.

8.  Педагоги и психолог учреждения проводят специальную работу с детьми группы для принятия такого ребенка, включения его в общение и в разные
виды детской деятельности.


 

Соблюдение предложенных правил способствует исключению формальной интеграции, когда глухой/слабослышащий ребенок присоединяется к группе в детском саду с организационной точки зрения, оставаясь при этом практически изолированным. Достигая при обучении функционально определенной цели вместе с остальными участниками группы, дошкольник с нарушенным слухом отвергается как партнер по общению вне занятий. Успешное и полноценное взаимодействие с
окружающими или не предусматривается или не складывается, а социальная адаптация и коммуникация крайне затруднены.

Методика Э. И. Леонгард

Эта методика была разработана в конце 60-х годов ХХ века. Исследования проводились на протяжении нескольких десятилетий в НИИ дефектологии АПН СССР.

Основные положения метода Э. И. Леонгард:

1) Раннее начало занятий – залог успеха. Ребенок не приобрел еще никаких специфических форм общения, не почувствовал своей неполноценностью.

2) Занятия должны естественным образом вплетаться в жизнь. Упраженение должно быть игровой или бытовой ситуацией. Надо сделать так, чтобы ребенку было интересно с родителями не только, когда с ним играют, но и когда родители заняты деятельностью, обычной в повседневной жизни. К этим занятиям привлекается необходимый словарь, родители должны называть предметы и действия, которые совершают. Если ребенок учится читать, то именно в таких случаях появляются первые таблички.

3) Ребенок должен постоянно носить слуховой аппарат.

4) Необходимо приучать малыша к самостоятельности, ослабить его зависимость от других.

5) Детей необходимо отдавать в массовые детские сады. Таким образом, ребенок получит доступ в необходимую для него среду говорящих сверстников. Постепенно он приобретет опыт общения с ними и вынужден будет понимать каждого, кто обратится к нему. Со временем он будет стараться сделать свои обращения также понятными каждому.

6) Ребенок имеет право ошибаться. Если он будет лишен возможности самому искать и исправлять ошибку, то он будет замкнутым и неуверенным в себе, а, следовательно, предпочтет хранить молчание.

7) Свобода перемещения детей. Двигательная активность – это основа для полноценного восприятия окружающего мира.

Обучение слабослышащих и глухих детей по методу Леонгард происходит в несколько этапов.

1. На первом этапе основная задача – это развитие движений. Речь – это не только продукт работы органов артикуляции, сколько итог согласованной работы мышления, остаточного слуха, разнообразных движений. Здесь создается полнота сенсорной активности.

2. Главная задача второго этапа – это становление речи, которое у ребенка является сугубо практической деятельностью. Оречевление действия взрослым дает возможность поддержать и активизировать голосовые реакции ребенка, соотнесенные с действием. Повторяемость сопряженных действий организует ожидания ребенка и позволяет ему опережать в своих ощущениях изменения в действиях и настраивать себя на соответствующий отклик. Необходимо сделать акт восприятия ситуации самостоятельным и активным действием ребенка, т. е. ребенок должен сам устанавливать персональные и личные контакты с другими детьми. В ситуации должны реализовываться намерения и желания ребенка, возникшие у него в данных конкретных ситуациях. На этом этапе создается полнота обстоятельств, которая сохраняет и развивает сенсорную активность ребенка.

3. На третьем этапе происходит формирование речевой активности. Первостепенное внимание должно быть уделено формированию у ребенка желания осуществлять совместную со взрослым или сверстником какую-либо деятельность. Основное педагогическое средство на этом этапе – это конструирование взрослым собственного поведения. Основная задача взрослого – построить речевое поведение, формирующее у глухих детей намерение, сказав что-то кому-то (в принятой, обычной манере), выслушать отклик для своего последующего ответа. Под речевым поведением понимается такое поведение взрослого, которое приводит к возникновению и развитию инициативной, самостоятельной речи каждого ребенка из группы, в которой ведется работа. Носитель речевого поведения изменяет обстоятельства так, что они сами или их изменения побуждают участников общего дела обращаться друг к другу, тем самым разрешать предложенную ситуацию речевым образом.


 

4. На четвертом этапе происходит реализация способности глухих и слабослышащих детей разговаривать, общаться с другими людьми и между собой в обычной манере, т. е. устной речью, продуцировать самостоятельные речевые высказывания. Идет процесс формирования образа слова.

5. На пятом, заключительном, этапе идет закрепление навыков и развитие способностей, «открытых» в предыдущие годы обучения по методу Леонгард.

Раннее начало общеразвивающей и коррекционной работы осуществляется при самом активном участии родителей. Создание речевой среды в семье, использование правильно подобранных слуховых аппаратов для развития речевого слуха, который становится основой для развития речи (навыков слухозрительного восприятия речи, формирования словарного запаса, навыков коммуникации, формирования произношения), позволяют создать условия для возможно более раннего включения глухих детей в среду слышащих. Дошкольники, обучающиеся по методике Э. И. Леонгард, как правило, посещают обычные детские сады или специальные группы, созданные в дошкольных учреждениях общего типа. Индивидуальную работу с детьми проводят сурдопедагоги, владеющие данной методикой.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что главную роль в обучении и воспитании плохослышащего малыша играют родители. Сурдопедагог лишь направляет и помогает семье. Безусловно, это большая ответственность и значительная затрата времени и сил родителей.

Билингвистический метод

«Билингвистическое обучение» - молодое направление, его становление в странах Западной Европы (Дании, Франции, Швеции и других) и Америки относится к 80-м годам. Основой методологической платформы «билингвистического обучения» является совокупность социально-политических и философских идей, отражающих изменение менталитета цивилизованного общества, новое отношение к микросоциумам глухих, к жестовому языку. Поисками в этом направлении заняты в настоящее время педагоги многих стран, в том числе и коллектив Московской билингвистической гимназии для глухих детей, открытой в 1992 году.[14].

Билингвистическое обучение включает обучение национальному словесному языку и национальному жестовому языку глухих как двум равноценным средствам образовательного процесса.

Педагогическая среда словесно-жестового двуязычия считается наиболее благоприятной для социального и эмоционального развития глухого ребенка, получения полноценного образования. Она предполагает функционирование русского языка и русского жестового языка в качестве равно престижных и равно уважаемых средств общения между слышащими и глухими членами коллектива: детьми, педагогами, родителями. Представляется, что такой подход обеспечивает условия для переориентации школы на ребенка как главного субъекта образовательного процесса, поскольку позволяет более полно учитывать его личные потребности и особенности, в том числе роль жестового языка в жизни глухих.[14].

Верботональная методика

Верботональный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами и коммуникации разработал и развил в 1950 году хорватский профессор Петар Губерина, лингвист, специально занимавшийся проблемой восприятии речи. В 1961 году он создал в Загребе Центр реабилитации слуха «СУВАГ», где с детьми занимаются врачи, педагоги и социальные работники. Сегодня по верботональному методу работают около 400 реабилитационных центров в 40 странах мира, его эффективность подтверждена более чем 50-летней историей. С 1990 года метод применяется и в России.

Коррекционно-реабилитационная работа по верботональному методу основана на развитии слухового, тактильно-вибрационного восприятия речевых и неречевых звуков, максимальном использовании остаточного слуха и системы специальных упражнений фонетической ритмики для формирования произношения. Учреждения, работающие по этой методике, чаще являются экстернатами, родители имеют возможность общаться и заниматься с детьми каждый день.

Конечная цель реабилитации - это включение слабослышащих и глухих людей в среду со слышащими людьми. Для того чтобы лучше воздействовать на слуховое восприятие слабослышащего и глухого, необходимо определить частотный диапазон речи, который он может воспринять с помощью звукоусиливающих аппаратов.

Основной принцип верботонального метода заключается в том, что ребенок с нарушенным слухом должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий. Ребенок учится слушать всем телом (для этого используется «вибротактильная доска», сидя на которой можно воспринимать звуки всем телом), через все органы чувств, через вестибулярный аппарат и пр. Особое внимание уделяется развитию моторики тела – фонетической ритмике, музыкальным и другим занятиям [6].

Значительную часть занятий дети проводят в наушниках, работая с электроакустическими аппаратами, которые преобразуют звук, передавая его по низким частотам, т. е. ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию. На начальном этапе реабилитации дети учатся рассказывать сказки с помощью ритма, темпа и интонации, используя один или несколько звуков (например, сказку про Волка и Красную Шапочку можно рассказать, по-разному произнося звук «а»). В традиционной методике реабилитации аппаратура тоже использовалась, но процесс формирования произношения строился на механической постановке звуков, не уделялось достаточного внимания работе над ритмом, темпом и интонацией, отсюда монотонная речь глухих людей даже при правильно поставленных звуках.

Метод успешно применяется также и для реабилитации детей, прошедших кохлеарную имплантацию. После такой операции детей нужно обучать слушать и говорить фактически с нуля, в противном случае эффекта не будет.


 

Методика интегрированного обучения

В последнее время стали появляться детские сады комбинированного вида и детские сады с интегрированным обучением, в которых предусмотрено совместное воспитание и обучение слышащих и плохослышащих детей. Педагогический коллектив дошкольного учреждения выбирает, по какой методике будет проходить воспитание и обучение неслышащих детей.

Интегрированное обучение дошкольников с нарушениями слуха организуется с учетом различий в уровне психофизического и речевого развития детей. В связи с этим может быть реализована одна из форм интеграции: временная, частичная, комбинированная, полная.

При временной форме интеграции все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня их психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Частичная форма предпочтительна для малышей, которые не готовы на равных со слышащими сверстниками овладевать образовательными программами, соответствующими стандарту дошкольного воспитания, и включаются в массовые группы лишь на часть дня в количестве одного-двух человек.

Комбинированная форма предназначена для детей, у которые по уровню психофизического и речевого развития могут (в количестве не более одного-двух человек ) заниматься в общих группах со слышащими сверстниками - при постоянной коррекционно-педагогической помощи учителя дефектолога.

Наконец, полная форма интеграции реализуется в условиях пребывания детей со слуховой недостаточностью в общеобразовательных дошкольных учреждениях и рекомендуется только в тех случаях, когда уровень их психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме или близок к ней.

Что касается Курганской области, дети с нарушением слуха получают специализированную помощь в двух образовательных учреждениях: государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии I вида «Шадринская школа-интернат № 11» (для глухих) и  государственное учреждение Курганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 25 II и V видов.

 

Список литературы:

1.  Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Богданова - М.: Изд. центр «Академия», 2002.

2.     Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. – М.: Изд-во «Советский спорт», 2004.

3.  Исследование личности детей с нарушениями слуха [Текст] / под ред. Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. – М., 1981.

4.     Кузьмичева, Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся [Текст] / Е.П. Кузьмичева. – М., 1991.

5.     Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2004.

6.  Яшкова, Н.В. Наглядное мышление глухих детей [Текст] / Н.В. Яшкова. – М., 1988.

Интернет-ресурсы

1.                Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО [Электронный ресурс]. URL: www.ikprao. ru

2.         Интернет-журнал Отоскоп [Электронный ресурс]. URL: http://www.otoskop.ru

3.         Семинар 09 Пора! Организатор - доктор наук, основательница Ленхардт-Академии, Председатель фонда имени проф. Эрнста Ленхардта Моника Ленхардт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lehnhardt-akademie.net

4.         Сайт Страна глухих. [Электронный ресурс]. URL: http://www.deafworld. ru

5.    Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха (Республика Беларусь). [Электронный ресурс]. URL: http://defectus.ru

 

Просмотров: 10738