Определение задержки психического развития (ЗПР)
Основные диагностические признаки ЗПР
(клинико-психологические синдромы)
Незрелость эмоционально-волевой сферы — синдром психического инфантилизма:
1) Преобладание игровых интересов над познавательными;
2) Эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость;
3) Неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм;
4) Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.
Нарушение интеллектуальной работоспособности в связи с дисфункцией вегето-сосудистой регуляции — синдром церебральной астении (церебрастенический синдром):
1) повышенная утомляемость;
2) по мере утомляемости — нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.); вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка;
3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли;
4) неравномерность учебных достижений.
Энцефалопатические расстройства:
1) Неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание, нарушение сна, энурез и пр.);
2) Стойкие расстройства поведения — синдром повышенной аффективной и двигательной возбудимости; психопатоподобный синдром (эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость, расторможенность влечений и пр.);
3) эпилептиформный синдром (судорожные припадки, специфические особенности аффективной сферы и пр.);
4) апатико-адинамический синдром (вялость, безразличие, заторможенность и пр.).
Нарушения предпосылок интеллекта:
1) Недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии);
2) Зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа;
3) Нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов;
4) Трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса;
5) Нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти;
6) Трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.
Отличие от олигофрении: для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций, т.е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений.
Важным диагностическим признаком для отграничения от олигофрении является возможность принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на аналогичные задания.
Виды коррекционной помощи: актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций; организация внимания и усиление речевого контроля; уменьшение объёма и темпа работы. Долговременные виды помощи: формирование произвольных форм деятельности, тренинг функционально незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухо-речевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т.д.).
Просмотров: 9696