Определение задержки психического развития (ЗПР)

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

По данным Л.В. Кузнецовой (1986), уровень произвольной регуляции поведения зависит у них от сложности деятельности, особенно от сложности звена программирования и наличия конфликтной ситуации (например, при необходимости действовать в соответствии с мысленным планом, вопреки внешним условиям деятельности).

Наибольшие затруднения в процессе развития произвольной деятельности по мере обучения в специальной школе вызывает формирование контроля за собственной деятельностью. Важную роль в этом играют занятия ручным трудом в начальных классах, и особенно занятия трудом в школьных мастерских (Е.Н. Хохлина, 2001).

Также в исследованиях Л.И. Переслени, З. Тржесоглава, Г.И. Жаренковой и др. специалистов отмечаются особенности внимания у детей с ЗПР:

- неустойчивость, которая ведёт к снижению продуктивности;

- снижение концентрации внимания;

- снижение объёма;

- сниженная избирательность;

- снижение распределения внимания.

З.М. Дунаева отмечает, что у всех детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по результатам диагностики не выявляется сформированность метрического восприятия и пространственных представлений, достаточных для успешного усвоения школьной программы.

Особенности развития памяти изучали в разных аспектах Л.Н. Блинова, Т.В. Егорова, В.Л. Подобед, Н.Г. Поддубная, Н.А. Цыпина, и др. специалисты, которые отмечают: преобладание наглядно-образной памяти над вербальной, механической над абстрактно-логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение способности к непроизвольному и произвольному запоминанию, ограничение объёмов кратковременной и долговременной памяти, неумение рационально организовывать и контролировать процесс запоминания, применять различные мнемотехнические приёмы.

В общем можно отметить такие проявления как:

- низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;

-низкий уровень познавательной активности;

-незрелость мотивации учебной деятельности;

-сниженная способность к приему и переработке информации;

-ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

-отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи, и др.

- обедненный словарный запас;

- неполная сформированность игровой деятельности;

- неблагополучие в сфере межличностных отношений;

- отрицательное представление о самом себе: ребенок мало верит в собственные способности и низко оценивает свои возможности.

Просмотров: 9697