Определение задержки психического развития (ЗПР)
По данным Л.В. Кузнецовой (1986), уровень произвольной регуляции поведения зависит у них от сложности деятельности, особенно от сложности звена программирования и наличия конфликтной ситуации (например, при необходимости действовать в соответствии с мысленным планом, вопреки внешним условиям деятельности).
Наибольшие затруднения в процессе развития произвольной деятельности по мере обучения в специальной школе вызывает формирование контроля за собственной деятельностью. Важную роль в этом играют занятия ручным трудом в начальных классах, и особенно занятия трудом в школьных мастерских (Е.Н. Хохлина, 2001).
Также в исследованиях Л.И. Переслени, З. Тржесоглава, Г.И. Жаренковой и др. специалистов отмечаются особенности внимания у детей с ЗПР:
- неустойчивость, которая ведёт к снижению продуктивности;
- снижение концентрации внимания;
- снижение объёма;
- сниженная избирательность;
- снижение распределения внимания.
З.М. Дунаева отмечает, что у всех детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по результатам диагностики не выявляется сформированность метрического восприятия и пространственных представлений, достаточных для успешного усвоения школьной программы.
Особенности развития памяти изучали в разных аспектах Л.Н. Блинова, Т.В. Егорова, В.Л. Подобед, Н.Г. Поддубная, Н.А. Цыпина, и др. специалисты, которые отмечают: преобладание наглядно-образной памяти над вербальной, механической над абстрактно-логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение способности к непроизвольному и произвольному запоминанию, ограничение объёмов кратковременной и долговременной памяти, неумение рационально организовывать и контролировать процесс запоминания, применять различные мнемотехнические приёмы.
В общем можно отметить такие проявления как:
- низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
-низкий уровень познавательной активности;
-незрелость мотивации учебной деятельности;
-сниженная способность к приему и переработке информации;
-ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
-отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи, и др.
- обедненный словарный запас;
- неполная сформированность игровой деятельности;
- неблагополучие в сфере межличностных отношений;
- отрицательное представление о самом себе: ребенок мало верит в собственные способности и низко оценивает свои возможности.
Просмотров: 9697