Определение задержки психического развития (ЗПР)
Более подробно остановимся на характеристике особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы.
Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления (Т.В. Егорова, У.В. Ульенкова, Т.Д. Пускаева, В.И. Лубовской и др.), а именно:
- в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
- в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;
- в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
- в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).
Специалисты, работающие с ребенком с ЗПР, должны глубоко осознать благоприятный интеллектуальный потенциал данной категории детей: они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец, прием, в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ученика – обучаемость, т.е. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта. Т.Г. Визель указывает, что практически все исследователи сходятся во мнении, что дети с ЗПР, в отличие от олигофренов способны к определённым видам абстрактного мышления. У них имеется тенденция к решению различных задач с помощью смысловых опор.
Эмоциональная сфера у дошкольников с задержкой психического развития характеризуется следующими проявлениями:
- эмоциональная неустойчивость;
- лабильность;
- слабость волевых усилий;
- несамостоятельность и внушаемость;
- беспокойство;
- тревожность;
- личная незрелость в целом;
- легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций;
- нестойкость к фрустрирующим ситуациям.
Просмотров: 9697