Характеристика умственной отсталости
4. Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведения, мышления, переживаний и др.), является источником развития. Из этого следует, что:
а) важно предлагать ребенку такие образцы (следовательно, в первую очередь необходимо учитывать то, какие отношения, смыслы, задачи и способы психической деятельности и поведения транслирует ребенку взрослый, образцом чего является он сам);
б) необходимо создавать условия, в которых ребенок сможет принимать эти образцы как свои собственные. По сути дела, большую часть усилий при проведении коррекционно-развивающих мероприятий специалист прилагает именно к созданию таких условий (к ним можно отнести, например, создание определенной эмоциональной атмосферы, учет индивидуально-личностных и возрастных особенностей ребенка во время занятий, передачу ребенку доли ответственности за его психическое состояние и др.).
Для эффективного оказания психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью необходимо представлять особенности поведения взрослого на различных этапах коррекционной работы. С этих позиций условно можно выделить три этапа, отражающих специфику интериоризации такими детьми образцов деятельности, предоставляемых взрослым.
Первый этап, характерный для начала работы взрослого с ребенком, фиксирует тактику спокойного выжидания на фоне доброжелательного отношения к ребенку без каких-либо попыток организации его деятельности. Этот этап необходим для того, чтобы создать атмосферу доверия и снизить тревожность ребенка.
На втором этапе взрослый организует деятельность ребенка, демонстрируя образцы ее осуществления (например, образцы ролевого поведения в игре). В рамках этого этапа взрослый постепенно переходит от позиции активного соучастника в деятельности ребенка к позиции исполнителя замыслов ребенка, возлагая на себя функцию контроля над их реализацией.
На третьем этапе коррекции взрослый в основном наблюдает за деятельностью ребенка и помогает ему в затруднительных ситуациях. Он также помогает совершенствовать и усложнять замыслы (например, незаметно наталкивая ребенка на мысль о том, в каком направлении можно развить сюжет ролевой игры). Равноправным партнером в деятельности ребенка взрослый становится только по его просьбе.
5. Необходимо учитывать эталонные представления специалиста, работающего с ребенком, о норме психического развития. Этот фактор определяет его отношение к ребенку, видение самого ребенка в целом и тех его особенностей, которые необходимо корректировать.
Эталонные представления психолога о норме психического здоровья ребенка можно разделить на две группы: первая включает типы представлений, основанных на различных психологических концепциях нормы, вторая — типы житейских, псевдонаучных, нерефлексируемых самим специалистом представлений.
В первой группе представлений о норме психического развития ребенка можно выделить четыре типа.
1) Норма как норматив, принятый в конкретной социокультурной среде. Нормально развивающимся в этом случае считается ребенок, психические функции и свойства личности которого соответствуют среднестатистическому стандарту развития ребенка в этом обществе. Очевидно, что за таким видением психического здоровья стоит когнитивно-бихевиоральный подход. Следует отметить две особенности этого типа представлений. Первая заключается в том, что в исследовательской и психодиагностической практике соответствие норме развития конкретного ребенка определяется как сумма соответствующих норме количественных показателей развития отдельных психических функций и свойств личности. При этом утрачивается системное видение психики и психического развития ребенка. Вторая особенность состоит в том, что психическое развитие ребенка рассматривается в отрыве от самого ребенка, от его индивидуальных особенностей, что приводит к стереотипизации представлений о психологическом здоровье. Утрачивается понимание нормы как поливариативного феномена, обладающего возможностью множественных проявлений в зависимости от индивидуальных особенностей личности ребенка и специфики его социальной ситуации развития. К сожалению, зачастую такая позиция специалиста приводит к тому, что нетипичный вариант нормы выдается за патологию, а некоторые патологические варианты зачастую не вычленяются. Кроме того, психологическая работа может оказаться ориентированной не столько на самого ребенка, сколько на развитие (в понимании количественного усиления) отдельных его психических функций и интеллекта как набора интеллектуальных операций.
Просмотров: 6150