Характеристика умственной отсталости

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

4.   Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведения, мышления, переживаний и др.), является источником развития. Из этого следует, что:

а)     важно предлагать ребенку такие образцы (следовательно, в первую очередь необходимо учитывать то, какие отношения, смыслы, задачи и способы психической деятельности и поведения транслирует ребенку взрослый, образцом чего является он сам);

б)     необходимо создавать условия, в которых ребенок сможет принимать эти образцы как свои собственные. По сути дела, большую часть усилий при проведении коррекционно-развивающих мероприятий специалист прилагает именно к созданию таких условий (к ним можно отнести, например, создание определенной эмоциональной атмосферы, учет индивидуально-личностных и возрастных особенностей ребенка во время занятий, передачу ребенку доли ответственности за его психическое состояние и др.).

Для эффективного оказания психологической помощи детям с интел­лектуальной недостаточностью необходимо представлять особенности по­ведения взрослого на различных этапах коррекционной работы. С этих по­зиций условно можно выделить три этапа, отражающих специфику интериоризации такими детьми образцов деятельности, предоставляемых взрослым.

Первый этап, характерный для начала работы взрослого с ребенком, фик­сирует тактику спокойного выжидания на фоне доброжелательного отношения к ребенку без каких-либо попыток организации его деятельности. Этот этап необходим для того, чтобы создать атмосферу доверия и снизить тревож­ность ребенка.

На втором этапе взрослый организует деятельность ребенка, демонстрируя образцы ее осуществления (например, образцы ролевого поведения в игре). В рамках этого этапа взрослый постепенно переходит от позиции активного соучастника в деятельности ребенка к позиции исполнителя замыслов ребенка, возлагая на себя функцию контроля над их реализацией.

На третьем этапе коррекции взрослый в основном наблюдает за деятель­ностью ребенка и помогает ему в затруднительных ситуациях. Он также по­могает совершенствовать и усложнять замыслы (например, незаметно натал­кивая ребенка на мысль о том, в каком направлении можно развить сюжет ролевой игры). Равноправным партнером в деятельности ребенка взрослый становится только по его просьбе.

5. Необходимо учитывать эталонные представления специалиста, работаю­щего с ребенком, о норме психического развития. Этот фактор определяет его отношение к ребенку, видение самого ребенка в целом и тех его особеннос­тей, которые необходимо корректировать.

Эталонные представления психолога о норме психического здоровья ре­бенка можно разделить на две группы: первая включает типы представлений, основанных на различных психологических концепциях нормы, вторая — типы житейских, псевдонаучных, нерефлексируемых самим специалистом представлений.

В первой группе представлений о норме психического развития ребенка можно выделить четыре типа.

1) Норма как норматив, принятый в конкретной социокультурной среде. Нормально развивающимся в этом случае считается ребенок, психические функции и свойства личности которого соответствуют среднестатистическо­му стандарту развития ребенка в этом обществе. Очевидно, что за таким виде­нием психического здоровья стоит когнитивно-бихевиоральный подход. Сле­дует отметить две особенности этого типа представлений. Первая заключается в том, что в исследовательской и психодиагностической практике соответствие норме развития конкретного ребенка определяется как сумма соответствую­щих норме количественных показателей развития отдельных психических функций и свойств личности. При этом утрачивается системное видение пси­хики и психического развития ребенка. Вторая особенность состоит в том, что психическое развитие ребенка рассматривается в отрыве от самого ребен­ка, от его индивидуальных особенностей, что приводит к стереотипизации представлений о психологическом здоровье. Утрачивается понимание нормы как поливариативного феномена, обладающего возможностью множествен­ных проявлений в зависимости от индивидуальных особенностей личности ребенка и специфики его социальной ситуации развития. К сожалению, зача­стую такая позиция специалиста приводит к тому, что нетипичный вариант нормы выдается за патологию, а некоторые патологические варианты зачас­тую не вычленяются. Кроме того, психологическая работа может оказаться ориентированной не столько на самого ребенка, сколько на развитие (в пони­мании количественного усиления) отдельных его психических функций и интеллекта как набора интеллектуальных операций.

Просмотров: 6150