Характеристика умственной отсталости

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Психокоррекционная работа в самом широком смысле направлена на развитие психологических структур, которые помога­ют ребенку стать полноправным субъектом социальных отношений, т. е. со­циализироваться. Такие психологические структуры обеспечивают построе­ние и регуляцию ребенком высших (сознательных) форм деятельности. Для создания и реализации психокоррекционных программ, подчиненных цели развития высших форм поведения и психической деятельности ребенка, не­обходимо учитывать ряд позиций, определяющих форму и содержание дея­тельности специалиста.

1. В первую очередь необходимо учитывать соотношение факторов, влияющих на возникновение особенностей и дефектов психического развития. Среди них можно назвать:

      органический дефект (проявляющийся в первичном дефекте);

      социальные факторы — обучение и воспитание (проявляющиеся в по­ведении и отношении к ребенку взрослого);

      индивидуальные психологические особенности самого ребенка (как он сам переживает, понимает, воспринимает и т. д. происходящее).

При построении коррекционных программ важно выявить влияние каж­дого из факторов на формирование отклонений в психофизическом развитии конкретного ребенка. В зависимости от этого будут определяться возможно­сти, задачи и методы коррекционной работы. Это связано с тем, что сам орга­нический дефект плохо поддается коррекции. Индивидуальные особенности ребенка (например, его эмоциональность или динамика деятельности) необ­ходимо учитывать в основном в деятельности и отношении взрослого к ре­бенку. Учет же вклада социальных факторов в формирование дефекта при раз­витии ребенка предполагает перестройку внешних условий, оказывающих патогенетическое воздействие.

В дифференциации указанных факторов при диагностике развития конк­ретного ребенка особое место принадлежит методу клинической беседы, про­водимой как с самим ребенком, так и с его родителями.

 Вторым важным моментом в организации коррекционных воздей­ствий является соотношение деятельности психолога и педагога (воспитате­ля). Коррекционная работа носит комплексный характер, что предполага­ет, прежде всего, тесную связь психолога и педагога. Психолог в этом случае выступает, главным образом, как разработчик, а педагог — как реализатор коррекционных программ. Работа педагога заключается в том, чтобы вклю­чать задания, формирующие психологические механизмы и способности, в процесс занятий. Следует учитывать, что педагог (воспитатель) имеет возможность длительно наблюдать за ребенком, а, следовательно, может помочь дополнить имеющуюся у психолога информацию о развитии ре­бенка.

2. Содержательная наполненность коррекционной работы определяется ведущим видом деятельности ребенка в конкретном возрасте: предметно-манипулятивной, игровой, учебной, интимно-личностного общения. Коррек­ция — не только и не столько специально организуемое мероприятие, сколько спо­соб организации жизнедеятельности ребенка. Отчасти в этом проявляется возрастно-ориентированный подход к психокоррекции. Каждый из ведущих видов деятельности связан с основными психологическими новообразовани­ями, возникающими в этом возрасте.

3. При организации коррекционной работы следует учитывать возможности развития ребенка — его зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития выявляется по степени сложности задач, с которыми ребенок может справиться с помощью взрослого. При этом определяющим в диагностическом отношении является умение ребенка принимать помощь извне. Помощь может оказываться на различных уровнях: от стимулирующей («посмотри внимательней», «подумай» и др.) и организующей (организовать последовательность действий ребенка, привести пример и др.) до обучающей (создать условия для овладения ребенком теми или иными средствами и способами решения задачи). Уровень массивности помощи также характеризует зону ближайшего развития ребенка.

Определение зоны ближайшего развития ребенка не только имеет важное диагностическое значение в плане прогноза психического развития, но и позволяет подобрать форму коррекционно-развивающих занятий в соответствии с возможностями ребенка. Так, например, в зависимости от зоны ближайшего развития следует определять уровень обобщенности-конкретности предлагаемых ребенку заданий, время, затрачиваемое на овладение определенными действиями, вид оказываемой ребенку помощи и др. Именно учет зоны ближайшего развития ребенка позволяет сделать подход к его обучению, вос­питанию и коррекции развития индивидуальным.

Просмотров: 6150