Характеристика умственной отсталости
Психокоррекционная работа в самом широком смысле направлена на развитие психологических структур, которые помогают ребенку стать полноправным субъектом социальных отношений, т. е. социализироваться. Такие психологические структуры обеспечивают построение и регуляцию ребенком высших (сознательных) форм деятельности. Для создания и реализации психокоррекционных программ, подчиненных цели развития высших форм поведения и психической деятельности ребенка, необходимо учитывать ряд позиций, определяющих форму и содержание деятельности специалиста.
1. В первую очередь необходимо учитывать соотношение факторов, влияющих на возникновение особенностей и дефектов психического развития. Среди них можно назвать:
• органический дефект (проявляющийся в первичном дефекте);
• социальные факторы — обучение и воспитание (проявляющиеся в поведении и отношении к ребенку взрослого);
• индивидуальные психологические особенности самого ребенка (как он сам переживает, понимает, воспринимает и т. д. происходящее).
При построении коррекционных программ важно выявить влияние каждого из факторов на формирование отклонений в психофизическом развитии конкретного ребенка. В зависимости от этого будут определяться возможности, задачи и методы коррекционной работы. Это связано с тем, что сам органический дефект плохо поддается коррекции. Индивидуальные особенности ребенка (например, его эмоциональность или динамика деятельности) необходимо учитывать в основном в деятельности и отношении взрослого к ребенку. Учет же вклада социальных факторов в формирование дефекта при развитии ребенка предполагает перестройку внешних условий, оказывающих патогенетическое воздействие.
В дифференциации указанных факторов при диагностике развития конкретного ребенка особое место принадлежит методу клинической беседы, проводимой как с самим ребенком, так и с его родителями.
Вторым важным моментом в организации коррекционных воздействий является соотношение деятельности психолога и педагога (воспитателя). Коррекционная работа носит комплексный характер, что предполагает, прежде всего, тесную связь психолога и педагога. Психолог в этом случае выступает, главным образом, как разработчик, а педагог — как реализатор коррекционных программ. Работа педагога заключается в том, чтобы включать задания, формирующие психологические механизмы и способности, в процесс занятий. Следует учитывать, что педагог (воспитатель) имеет возможность длительно наблюдать за ребенком, а, следовательно, может помочь дополнить имеющуюся у психолога информацию о развитии ребенка.
2. Содержательная наполненность коррекционной работы определяется ведущим видом деятельности ребенка в конкретном возрасте: предметно-манипулятивной, игровой, учебной, интимно-личностного общения. Коррекция — не только и не столько специально организуемое мероприятие, сколько способ организации жизнедеятельности ребенка. Отчасти в этом проявляется возрастно-ориентированный подход к психокоррекции. Каждый из ведущих видов деятельности связан с основными психологическими новообразованиями, возникающими в этом возрасте.
3. При организации коррекционной работы следует учитывать возможности развития ребенка — его зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития выявляется по степени сложности задач, с которыми ребенок может справиться с помощью взрослого. При этом определяющим в диагностическом отношении является умение ребенка принимать помощь извне. Помощь может оказываться на различных уровнях: от стимулирующей («посмотри внимательней», «подумай» и др.) и организующей (организовать последовательность действий ребенка, привести пример и др.) до обучающей (создать условия для овладения ребенком теми или иными средствами и способами решения задачи). Уровень массивности помощи также характеризует зону ближайшего развития ребенка.
Определение зоны ближайшего развития ребенка не только имеет важное диагностическое значение в плане прогноза психического развития, но и позволяет подобрать форму коррекционно-развивающих занятий в соответствии с возможностями ребенка. Так, например, в зависимости от зоны ближайшего развития следует определять уровень обобщенности-конкретности предлагаемых ребенку заданий, время, затрачиваемое на овладение определенными действиями, вид оказываемой ребенку помощи и др. Именно учет зоны ближайшего развития ребенка позволяет сделать подход к его обучению, воспитанию и коррекции развития индивидуальным.
Просмотров: 6150