Характеристика умственной отсталости
Психическое недоразвитие в детском возрасте проявляется в многочисленных синдромах ранней и стойкой общей отсталости. Г. Е. Сухарева выделяет два признака общего психического недоразвития: это преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогридиентности (Сухарева, 1974).
Психопатологическим стержнем психического недоразвития у взрослых, подростков и детей младшего школьного возраста является слабость абстрактного мышления в виде недостаточной способности к обобщению, пониманию причинно-следственных отношений, конкретно-ситуативного мышления (Выготский Л. С., 1984).
Однако для квалифицированной диагностики недостаточно ориентироваться только на признаки интеллектуального недоразвития, наблюдаемые у ребенка с рождения или несколько позже (до 2-3 лет).
Многие отечественные педагоги и клиницисты обращали внимание на дисгармонию в развитии личности у некоторых детей, страдающих умственной отсталостью (Озерецкий Н. И., 1924; Занков Л. В., 1939; Мнухин С. С, 1961 и др.). Многообразие форм проявлений умственной отсталости чрезвычайно велико.
При определении умственной отсталости необходимо учитывать не только биологические факторы, но и социальные причины. При этом следует знать, что не всегда наличие органических повреждений приводит к умственной отсталости и в го же время умственное отставание может быть результатом ранней, тяжелой и длительной депривации ребенка. Л.С. Выготский указывает, что надо отличать ядерные признаки умственной отсталости (слабость замыкательных функций коры головного мозга, затруднения в выработке новых условных связей, инертность нервных процессов и т.п.) от вторичных и третичных наслоений, которые надстраиваются над этими ядерными признаками.
Из биологического характера (нарушения центральной нервной системы) вытекают системы первичного характера (первичные дефекты развития).
Эти первичные дефекты осложняют созревание высших психических функций (память, словесно-логическое мышление и др.), которое идет в процессе социального развития, и создают тем самым вторичные, третичные симптомы умственной отсталости.
Отмечая связь первичных и вторичных дефектов развития, Л.С. Выготский подчеркивает, что вторичные, третичные признаки легче поддаются коррекции, т.к. они более молоды по времени возникновения и более гибкие, податливые в работе. В то же время любые возникшие изменения оказывают влияние на весь дальнейший путь развития ребенка.
Следует также знать, что умственная отсталость - это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом. Это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Необходимо всегда помнить, что все умственно отсталые дети в процессе жизни развиваются. Даже при самых тяжелых степенях умственной отсталости идет развитие. Безусловно, при прогрессирующих заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и т.д.) характер развития иной. Динамика развития зависит в первую очередь от биологических причин, но на нее большое влияние оказывает адекватность коррекционного обучения и воспитания, которое обеспечивается педагогами.
Развитие умственно отсталых детей идет по тем же общим законам, что и развитие нормальных сверстников. В то же время имеются и специфические закономерности развития.
К общим закономерностям развития относят:
1. Поступательный, поэтапный характер развития психики;
2. Наличие сензитивных (наиболее благоприятных) периодов в развитии каждой психической функции;
3. Прохождение детьми всех периодов развития (возрастные границы могут быть разные).
Специфические закономерности умственной отсталости:
1. Замедленный темп психического развития;
2. Замедленный прием и переработка информации;
3. Неравномерность физического и психического развития;
4. Дисгармоничность в развитии психики (высшие психические функции менее развиты);
5. Ослаблена роль второй сигнальной системы (трудность словесной регуляции поведения).
Все указанные особенности в каждом индивидуальном случае зависят от таких показателей, как время поражения, структура дефекта, взаимоотношение между первичными и вторичными дефектами.
Просмотров: 6150