Характеристика умственной отсталости

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

Психическое недоразвитие в детском возрасте проявляется в многочисленных синдромах ранней и стойкой общей отсталости. Г. Е. Сухарева выделяет два признака общего психического не­доразвития: это преобладание интеллектуального дефекта и от­сутствие прогридиентности (Сухарева, 1974).

Психопатологическим стержнем психического недоразвития у взрослых, подростков и детей младшего школьного возраста явля­ется слабость абстрактного мышления в виде недостаточной способ­ности к обобщению, пониманию причинно-следственных отноше­ний, конкретно-ситуативного мышления (Выготский Л. С., 1984).

Однако для квалифицированной диагностики недостаточно ориентироваться только на признаки интеллектуального недораз­вития, наблюдаемые у ребенка с рождения или несколько позже (до  2-3 лет).

Многие отечественные педагоги и клиницисты обращали вни­мание на дисгармонию в развитии личности у некоторых детей, страдающих умственной отсталостью (Озерецкий Н. И., 1924; Занков Л. В., 1939; Мнухин С. С, 1961 и др.). Многообразие форм про­явлений умственной отсталости чрезвычайно велико.

При определении умственной отсталости необ­ходимо учитывать не только биологические факторы, но и социальные причины. При этом следует знать, что не всегда наличие органических повреждений приводит к умственной отсталости и в го же время умственное отставание может быть результатом ран­ней, тяжелой и длительной депривации ребенка. Л.С. Выготский указывает, что надо отличать ядерные признаки умственной отсталости (слабость замыкательных функций коры головного мозга, затруднения в выработке новых условных связей, инертность нервных процессов и т.п.) от вторичных и третичных наслоений, которые надстраиваются над этими ядер­ными признаками.

Из биологического характера (нарушения цен­тральной нервной системы) вытекают системы пер­вичного характера (первичные дефекты развития).

Эти первичные дефекты осложняют созревание выс­ших психических функций (память, словесно-логическое мышление и др.), кото­рое идет в процессе социального развития, и создают тем самым вторичные, третичные симптомы умст­венной отсталости.

Отмечая связь первичных и вторичных дефек­тов развития, Л.С. Выготский подчеркивает, что вто­ричные, третичные признаки легче поддаются кор­рекции, т.к. они более молоды по времени возникно­вения и более гибкие, податливые в работе. В то же время любые возникшие изменения оказывают влия­ние на весь дальнейший путь развития ребенка.

Следует также знать, что умственная отста­лость - это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей лич­ности в целом. Это такая атипия развития, при кото­рой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Необходимо всегда помнить, что все умственно отсталые дети в процессе жизни развиваются. Даже при самых тяжелых степенях умственной отсталости идет развитие. Безусловно, при прогрессирующих за­болеваниях (эпилепсии, шизофрении и т.д.) характер развития иной. Динамика развития зависит в первую очередь от биологических причин, но на нее большое влияние оказывает адекватность коррекционного обучения и воспитания, которое обеспечивается педа­гогами.

Развитие умственно отсталых детей идет по тем же общим законам, что и развитие нормальных свер­стников. В то же время имеются и специфические за­кономерности развития.

К общим закономерностям развития относят:

1. Поступательный, поэтапный характер разви­тия психики;

2.  Наличие сензитивных (наиболее благоприят­ных) периодов в развитии каждой психической функ­ции;

3.  Прохождение детьми всех периодов развития (возрастные границы могут быть разные).

Специфические закономерности умственной от­сталости:

1. Замедленный темп психического развития;

2. Замедленный прием и переработка информа­ции;

3. Неравномерность физического и психическо­го развития;

4. Дисгармоничность в развитии психики (выс­шие психические функции менее развиты);

5. Ослаблена роль второй сигнальной системы (трудность словесной регуляции поведения).

Все указанные особенности в каждом индиви­дуальном случае зависят от таких показателей, как время поражения, структура дефекта, взаимоотноше­ние между первичными и вторичными дефектами.

Просмотров: 6150