Коррекционная работа с детьми, имеющими ДЦП
В цикл коррекционных занятий обязательно включаются:
1. ЛФК (групповые и индивидуальные занятия в целях компенсации дефекта у детей с преимущественно двигательной патологией), которая организуется на фоне массажа, грязе-водолечения, медикаментозного лечения.
2. Логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия) .
3. Индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций.
Содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий в начальной школе определяется соответствующими рекомендациями (методические рекомендации «Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами», НИИД, 1975) . В них сформулированы основные требования к достижениям учащихся в овладении двигательными навыками и речью. В дальнейшем содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от структуры речевого и двигательного дефекта каждого учащегося.
Логопедическая работа с детьми, имеющими различные речевые расстройства, позволяет в той или иной мере скорригировать, а иногда и нормализовать речевые возможности детей. В течение всего периода обучения в школе за речевым развитием ребенка должен наблюдать логопед, поддерживая тесный рабочий контакт с учителями, воспитателями и родителями учеников. В ходе коррекционной работы логопед должен решить следующие задачи:
1 провести первичное обследование каждого ребенка по специальной единой схеме с записью в речевой карте;
2 составить перспективный план и график логопедических занятий;
3 провести повторное обследование ребенка (по окончании первой четверти), уточнить логопедический диагноз и график логопедической работы;
4 выработать логопедический режим для детей, имеющих те или иные речевые расстройства (осуществление режима проводится всем персоналом школы);
5 проводить логопедические занятия по коррекции речевых нарушений (индивидуально, с группой учащихся, фронтально с классом);
6 составить речевой профиль класса;
7 оказывать консультативно-методическую помощь учителям, воспитателям, родителям;
8 проводить динамические обследования и обсуждения речевого развития детей с врачами, методистами ЛФК, воспитателями и родителями.
Логопед ведет документацию: журнал регистрации обследованных детей, журнал посещаемости логопедических индивидуальных, групповых и фронтальных занятий, речевую карту каждого ребенка, обучающегося в школе, перспективный (на год, четверть, месяц) план занятий с ребенком, дневник наблюдений за речевым продвижением детей, план консультативно-методической помощи учителям и воспитателям, план работы с родителями. Логопед готовит необходимые для занятий дидактические и методические пособия и применяет эти пособия с учетом двигательных и психических возможностей детей, обращая особое внимание на нарушения зрительно-моторной координации и пространственные нарушения.
Индивидуальные и групповые занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете.
Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие речи и коррекция ее нарушений (особенно произносительной стороны речи) .
Наибольшую специфику имеет работа по формированию звукопроизношения. Особенностью этой работы при ДЦП является индивидуализация требований в зависимости от тяжести и характера поражения артикуляционного аппарата. При формировании звукопроизношения у детей с дизартрией решаются следующие задачи:
1 нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
2 развитие произвольного контроля над положением и движением мышц артикуляционного аппарата;
3 развитие произвольных мимических губных и язычных движений;
4 постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
5 подавление синкинезий, уменьшение слюнотечения;
6 развитие дыхания, голоса и просодики, а также коррекция их нарушений.
При формировании произносительной стороны речи используются пассивная и активная артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, голосовые упражнения.
Просмотров: 28929