Коррекционная работа с детьми, имеющими ДЦП

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 26.11.2015

 

У детей с преимущественным поражением правых конечностей при письме левой рукой могут наблюдаться элементы зеркального письма. Они рисуют, пишут справа налево, а асимметричные фигуры и буквы поворачивают в противоположную сторону. Для преодоления зеркального письма необходимо проводить соответствующую коррекционную работу.

Для тех, кто в силу двигательного нарушения не может научиться самостоятельно писать (дети с тяжелой степенью поражения верхних конечностей при спастической диплегии и гиперкинетической форме ДЦП) , особенно важна компьютеризация процесса обучения письму, так как овладение работой на компьютере позволяет совершенствовать навыки письменной речи, дает возможность полноценного обучения, тренирует память, создает эмоционально положительный настрой, облегчает контроль педагога за уровнем знаний. В случае отсутствия компьютера хорошие результаты дает обучение печатанию на пишущей машинке.

Работа по формированию графических навыков письма тесно связана с коррекцией двигательных нарушений ребенка. Характер последних определяет модификацию отдельных заданий и методических приемов, продолжительность нагрузки и количество времени, требуемое для прохождения каждого этапа обучения. Всем специалистам, работающим с ребенком (логопеду, дефектологу, инструктору ЛФК и воспитателю), необходимо знать особенности движений рук каждого ученика, степень сформированности у него навыка письма и конкретные задачи, которые решаются в данный момент обучения.

Обучение письму начинается с обследования возможностей овладения графическим навыком письма. Важным этапом работы является обучение ребенка адекватной позе во время письма. При этом необходимо решать следующие задачи:

1   подбор позы и «рефлекс-запрещающих» позиций, при которых нарушения мышечного тонуса и интенсивность гиперкинезов были бы минимальными;

2   применение специальных приспособлений для фиксации конечностей и головы ребенка;

3  отработка общей позы при письме и обучение среднему положению головы, поворотам и наклонам при строго определенном положении рук;

4   развитие зрительного контроля за движением рук в разных направлениях.

Подготовка руки к письму включает:

5   обучение различным движениям пальцев рук, одновременным движениям пальцев рук и кисти;

6   воспроизведение и тренировку изолированных движений пальцев рук и кисти;

7   формирование правильного дифференцированного захвата предметов в зависимости от их размера, упругости, веса и других качеств;

8   развитие свободного движения правой руки при удержании предмета и в процессе различных манипуляций с ним;

9   «письмо» указательным пальцем, смоченным и краске, в альбоме;

10   проведение комплекса гимнастических упражнений для развития движений рук.

Обучение правильному способу удержания карандаша, ручки или подбор индивидуального способа удержания ручки (если правильный способ невозможен из-за тяжелых нарушений манипулятивных функций) предполагает:

ü обучение принятию позы руки и пальцев, имитирующей удержание ручки;

ü формирование правильного захвата ручки, лежащей на парте, и принятие положения для письма;

ü расслабление и напряжение пальцев, в то время как они удерживают ручку и сохраняют правильную позицию;

ü упражнения по развитию свободных движений пальцев при удерживании ручки.

Формирование движения карандашом или ручкой при письме включает:

-   обучение контролю зрением за движением рук методом многократного повторения (развитие зрительно-моторной координации);

-   развитие изолированных движений правой (пишущей) руки.

В занятия по обучению письму необходимо ввести работу по формированию навыка оптико-пространственной ориентировки. Она включает:

-  формирование пространственной ориентировки на листе бумага,

-   маркировку (отметку) начала письма — левого верхнего угла листа,

-   выработку автоматизированных движений слева направо путем рисования дорожек, ленточек и пр.,

-   «письмо» рукой в воздухе с контролем и без контроля зрения, автоматизацию движений слева направо путем написания дорожек мокрым пальцем на грифельной доске.

Просмотров: 28929