Коррекционная работа с детьми, имеющими ДЦП
Программа подготовительного периода в обучении грамоте имеет несколько разделов, которые тесно связаны между собой. Это:
- формирование навыков произношения;
- развитие фонематического восприятия, формирование звукового анализа и синтеза;
- развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
В процессе коррекционно-педагогической работы по всем направлениям необходимо развивать у детей зрительно-моторную координацию, которая является необходимым условием формирования первоначальных навыков чтения и письма.
Формирование навыков произношения включает:
нормализацию тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата,
развитие произвольного контроля органов артикуляции,
пассивную и активную артикуляционную гимнастику, направленную на формирование артикуляционных укладов,
развитие дыхания, голоса и просодики, коррекцию их нарушений. Выработку синхронности дыхания, голосообразования и артикуляции,
формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
Для развития фонематического восприятия и формирования звукового анализа и синтеза необходимо решать следующие задачи.
1. Развитие слухового внимания и речеслуховой памяти, что предполагает:
- активизацию слухового внимания,
- развитие внимания к отдельным звукам речи в речевом потоке и в составе отдельных слов,
- повторение звукового ряда в различных сочетаниях звуков, определение количества звуков и их последовательности,
- развитие умения запоминать и воспроизводить заданный слоговой ряд,
- запоминание 3 — 4 слов различного ритмического и звукового состава.
§ запоминание трех—четырех инструкций и выполнение действий в заданной последовательности.
2. Развитие анализа и синтеза звукового состава слова, что предполагает:
- усвоение терминов «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук»,
- интонационное выделение последовательности фонем и общефонемный анализ слов,
- дифференциацию гласных а, у, о, э, ы и согласных п, т, к, ф, м, х,
- слоговой анализ и синтез на материале сохранных звуков, дифференциацию фонем по твердости - мягкости, звонкости – глухости, моделирование основных фонематических отношений в слове.
Просмотров: 28928