Коррекционная работа с детьми, имеющими ДЦП

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 26.11.2015

 

Характерные для детей, страдающих церебральным параличом, нарушения оптико-пространственного восприятия сказываются и в изобразительной деятельности.

Во-первых, это касается умения ориентироваться в пространстве листа бумаги, имеющее большое значение потому, что детям в процессе обучения постоянно приходится выполнять задания по словесной инструкции, содержащей пространственные характеристики. Дети затрудняются при определении правой и левой стороны листа. Особую трудность для них представляют задания, содержащие два и более условий, например указание «внизу справа» и т. п. Самое большое число ошибок допускают дети, которые рисуют левой рукой из-за тяжелого поражения правой руки.

Во-вторых, дети с ДЦП плохо ориентируются в пространственных отношениях изображаемых предметов. Они теряют направление рисунка, меняют его на противоположное. Часто изображение располагается с одной стороны листа. При рисовании по образцу или с натуры предметы могут располагаться в зеркальном отражении. Трудности в ориентировке на плоскости листа, недоразвитие ориентировки в пространственном расположении предметов затрудняют обучение рисованию детей с ДЦП.

Школьники с церебральным параличом охотно выполняют сюжетные рисунки на заданную тему. Но если содержание этих рисунков обычно удовлетворительно и свидетельствует о достаточном осмыслении темы, то исполнение, как правило, значительно хуже. Анализ тематических рисунков показывает, что страдает не только композиция рисунка, его размещение на плоскости листа, но и соотношения размеров изображаемых предметов, если их несколько, бывают грубо нарушены. При раскрашивании используется мало оттеночных цветов. Эти недостатки должны преодолеваться в процессе коррекционной работы.

Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги помогает преодолевать возникающие у учащихся при письме трудности различения линеек и строк, письма и чтения слева направо, начертания букв и цифр в определенной последовательности. Не менее важно это и для того, чтобы ориентироваться в чертежах, географических картах, схемах, таблицах. Значение работы по пространственному анализу особенно велико для профессионально-трудовой подготовки больных детским церебральным параличом.

Ниже представлены основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию изобразительной деятельности.

На занятиях изобразительной деятельностью с детьми, страдающими церебральным параличом, необходимо решать следующие задачи:

ü развивать мелкую моторику руки и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма;

ü формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение передать их в изображении;

ü формировать правильное восприятие пространства, корригировать нарушения зрительно-пространственного восприятия;

ü формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией) ;

ü развивать навыки конструирования;

ü воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам;

ü развивать любознательность, воображение;

ü расширять запас знаний и представлений.

Просмотров: 28929