Основные формы и методы психологической коррекции при дисгармонии психического развития у детей

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Для каждого типа акцентуаций характерны свои специфи­ческие реакции на различные психотравмирующие воздействия, которые могут способствовать нарушению их поведения. Для гипертимного подростка психотравмирующее воздействие могут оказывать ситуации, требующие сдерживания проявлений его энергии. Например, монотонная, неинтересная деятельность на уроке, не дающая выхода типичным чертам гипертимного харак­тера, или ограничение круга общения. Для демонстративного под­ростка — это недостаточное внимание к нему как к личности. Для эмотивного подростка психотравмирующей ситуацией может быть недоброжелательное отношение окружающих людей, а для интровертированного подростка — вынужденное общение с окру­жающими. Перед психологом стоит задача научить подростка объектив­но оценивать эти трудные для него ситуации, увидеть их как бы со стороны. Опыт нашей работы показывает, что среди психокоррекционных технологий, направленных на решение этой задачи наиболее эффективными являются групповые занятия с подрост­ками на уровне реального поведения.

Было давно замечено, что способность человека играть чужую роль помогает ему лучше приспособиться к окружающему миру. По­нятие ролевых игр как одного из вариантов психотерапии было раз­работано во второй четверти XX века, однако еще в начале XIX века некоторые психиатры подчеркивали терапевтический эффект «ра­зыгрывания ролей» пациентами психиатрических больниц (цит. по: Киппер Д., 1986). Морено в начале XX века описывал ролевые игры с детьми в городских садах Вены. Однако только в середине 30-х го­дов ролевые игры стали неотъемлемой частью в системе психоте­рапевтической работы с детьми и взрослыми. Ролевые игры — это своеобразный способ самовыражения личности, к которому она при­бегает по своему сознательному решению или по просьбе окружаю­щих. Ролевые игры как эффективная форма психотерапии были со­зданы в рамках трех основных подходов: психодрамы, основателем которой был Дж. Морено, терапии фиксированной роли Дж. А. Келли и поведенческой терапии, связанной с именами Вольпе и Лазаруса. Американский психотерапевт Девид Киппер разработал систему клинических ролевых игр, которые автор рассматривает как систе­матический метод психотерапии, «реализуемый в ходе высокоорга­низованного, хорошо структурированного процесса, требующего, чтобы вызванное поведение рассматривалось по правилам процесса» (с. 41). Клинические ролевые игры строятся по образцу и подобию реальной жизни. Автор выделяет три основных стадии ролевых кли­нических ролевых игр: стадия разогрева, стадия действия и стадия завершения. В стадии разогрева клиенту предоставляется возмож­ность развить в себе желание и готовность перейти к стадии дейст­вия, т. е. основной целью этой стадии является формирование у кли­ента положительной установки на процесс ролевой игры.

Мы выделили четыре основные стадии ролевых игр с подрост­ками: установочная стадия, стадия действия, стадия интерпретации и оценочная стадия.

На установочной стадии психолог объясняет подростку, что он должен описывать свои проблемы языком действий (игрой). Многие подростки, особенно с эмотивной и интровертированной акцентуацией характера, нередко воспринимают такую установку как сложную, ненужную, испытывают страх, проявляют негати­визм при предложении разыграть ту или иную ситуацию. Перед психологом стоит важная задача — убедить такого подростка в не­обходимости участия в ролевых играх. Это достигается в процес­се доверительного общения психолога с подростком, что способ­ствует формированию у подростка уверенности в своих силах. На этой стадии психолог должен обратить внимание на спонтан­ность подростка. В повседневной жизни поведение человека до известной степени контролируется условностями, приходится сдерживать свои эмоции, поступать в соответствии с требовани­ями окружающих, в процессе ролевых игр эти условности снима­ются. На установочной стадии не рекомендуется проводить роле­вые игры, касающиеся основной проблемы подростка. Психолог в процессе беседы с подростком выясняет, какие бы темы он хо­тел обыграть, предлагает ему составить сценарий. Некоторым под­росткам мы предлагали составить список тем и сценарии к неко­торым темам, что имеет важное диагностическое значение.

Просмотров: 3641