Индивидуальные формы психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Например: Катя Г., 3 г. 9 мес. заболела гриппом, мать вызвала врача. В течение целого дня мать ожидала прихода доктора. К концу рабочего дня пришел стажер, студент 6-го курса, негр. Мать, увидев необычного докто­ра, немного испугалась, но затем пригласила его в комнату, где спала боль­ная дочь. Катя открыла глаза и, неожиданно увидев перед собой негра в бе­лом халате, стала пронзительно кричать. На следующий день мать обратила внимание на то, что девочка вялая, заторможенная, мало разговаривает. Та­кое состояние ребенка мать объясняла болезнью (гриппом). Через несколь­ко дней мать заметила, что девочка стала заикаться. Мать обратилась к не­вропатологу, и девочке был поставлен диагноз «невроз на фоне испуга». Через три недели мать обратилась к психологу.

Девочка на начальных этапах занятий в контакт с психологом вступала не­охотно, в основном проявляла интерес к свободным играм. В игровом угол­ке выбрала куклу, прижала ее к груди, затем стала «кормить». Обращали на себя внимание резкие движения девочки, склонность к стереотипиям, что подчеркивает эмоциональное неблагополучие ребенка. До испуга мать харак­теризует девочку как подвижного, активного ребенка, однако обращает вни­мание психолога на повышенную чувствительность, склонность к застрева­нию на аффективных переживаниях. «Если ее поругаю, она долго переживает, плохо спит... когда отдавала в садик, то пришлось быть с ней там в течение двух недель постоянно, пока она не привыкла». Мать воспитывает девочку од­на, бабушка помогает в воспитании ребенка, но живет отдельно.

Анализ отношений матери к ребенку и стиля семейного воспитания (на­правленное наблюдение, использование методики Пари, опросника «незакон­ченные предложения» показал, что в целом у матери отмечается эмоциональ­но-доверительное отношение к ребенку с тенденцией к гиперсоциализации. Девочке были рекомендованы психокоррекционные занятия, направленные на снижение эмоционального дискомфорта и вытеснение негативных переживаний. Игровая психокоррекция проводилась два раза в неделю. Предварительно были разработаны специальные сценарии «К нам идут гости». В иг­ре участвовали «Кот Мурзик», «Кукла Маша» и добрая хозяйка (Катя). Перед приходом гостей Катя готовила стол: на игровом столике раскладывала посу­ду для каждого гостя, муляжи еды (булка, яблоки, огурцы, помидоры, пирож­ные и пр.). Гости угощались, играли. Мурзик пытался рисовать, кукла Маша помогала ему. Следует отметить высокую вовлеченность девочки в игру, уме­ние ее вжиться в предлагаемую роль хозяйки. На третьем занятии в гости пришла кукла Карлита (кукла-негр). Появление Карлиты девочка встретила на­стороженно, посадила Карлиту за стол вдали от себя и других кукол. На сле­дующих занятиях Карлита активно включалась в игровой процесс. Она совер­шала добрые поступки, помогала Мурзику рисовать, подарила Маше свое пирожное... Постепенно Карлита стала главным позитивным героем игры. Де­вочка активно включала ее в процесс игры, подчеркивала ее положительные качества. Постепенно Карлита стала Катиной дочкой. На предпоследнем за­нятии Карлита заболела и мама-Катя вызвала ей врача. Роль врача выполня­ла «собачка Тузик» черного цвета. Врач помог Карлите, и она выздоровела. Во время занятий у девочки улучшился сон, мать обратила внимание на уменьшение заикания. К концу занятий у девочки наблюдался позитивный эмоциональный фон, свободная речь. Девочка была назначена на консульта­тивные встречи (раз в две недели) психокоррекции эмоциональных наруше­ний у детей и подростков.

Данный пример убедительно показывает роль игровой психо­коррекции в нормализации эмоционального состояния ребенка и преодолении его внутриличностных конфликтов. Успех игро­вой психологической коррекции зависит от следующих факторов:

—  умение психолога установить контакт с ребенком в игровой форме;

—  правильно подобранный игровой сценарий, соответствую­щий психогенной ситуации;

—  учет психологом индивидуально-психологических харак­теристик ребенка, участвующего в коррекции;

—   позитивная установка родителей на процесс психологиче­ской коррекции;

—  обстановка, в которой проходит психокоррекционный про­цесс, где ребенок чувствует себя комфортно и безопасно.

Еще в 30-х годах прошлого века психоаналитиками был предло­жен метод арт-терапии для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка. Арт-терапия представляет собой специализиро­ванную форму психотерапии, основанную на изобразительном ис­кусстве. Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовы­ражения и самопознания ребенка. Арт-терапия включает в себя не только рисуночную терапию. К ней относятся и такие виды про­дуктивной деятельности ребенка как лепка, аппликация, изготов­ление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов (проволоки, материи, веревок и пр.). В практике вы­деляются две формы арт-терапии: пассивная и активная. При пас­сивной форме арт-терапии ребенок рассматривает картины, подел­ки, т.е. потребляет художественные произведения. При активной арт-терапии ребенок сам создает продукты деятельности. В иссле­дованиях психологов было давно замечено, что рисунки детей отражают не только уровень умственного развития и индивиду­альные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои способности.

Просмотров: 2800