Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

Следует подчеркнуть, что представленная схема занятий явля­ется своеобразным каркасом, по которому психолог может успеш­но проводить собственные «отделочные работы», но с учетом ос­новных целей занятий. Содержательная характеристика занятий может быть использована психологом, но количество занятий за­висит от структуры группы, динамики группового взаимодействия.

В процессе групповых психокоррекционных занятий для детей с преневротическими нарушениями рекомендуется использовать разработанные нами психорегулирующие тренировки (Мамайчук И. И., 1987). Основной целью этих занятий является:

— смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка;

— обучение его приемам релаксации;

— развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и инди­видуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 человек) группой детей.

1 этап — успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Затем предлагаются детям зрительно-музы­кальные стимулы, направленные на снятие тревожности и созда­ние позитивных установок на последующие занятия.

2 этап — обучающий, целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вы­зывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердеч­ных сокращений.

3 этап — восстанавливающий. На фоне релаксации дети вы­полняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов и пр.

Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая трени­ровка (ПРТ) способствует повышению устойчивости детей к экс­тремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения.

Например, Вера К., 10 лет, учится в 5-м классе массовой школы. Жа­лобы матери на повышенную раздражительность, эффективность: часто пла­чет, отказывается идти в школу, так как пришла новая учительница, и девоч­ка не может найти с ней контакт. 3 месяца назад умерла бабушка, к которой Вера была очень привязана. Отмечается ухудшение аппетита, неустойчивый сон, аффективная лабильность. Девочка обследовалась врачами невропа­тологом и педиатром. По заключению специалистов у девочки ситуационные невротические реакции.

Психологическое обследование: В контакт вступает легко, адекватно от­вечает на вопросы. Уровень интеллектуального развития соответствует воз­растной норме. Наблюдается незначительное снижение динамики психиче­ских процессов. Структура личности в целом гармоничная. Выявлена высокая степень тревожности, повышенная фрустрированность. В ситуации фрустра­ции склонна к самообвинительным реакциям и к застреванию на источнике конфликта. Показатель адаптации (CGR) несколько ниже нормативных дан­ных. Мать подчеркивает, что девочка до смерти бабушки была активным, спокойным ребенком, однако отмечала ее повышенную чувствительность.

У девочки эмоциональная неустойчивость, обусловленная стрессовой ситуацией (смерть бабушки, приход в школу новой учительницы). Девочке были рекомендованы психорегулирующие тренировки в форме групповых занятий.

Девочка активно включилась в занятия. Уже на первых этапах наблюда­лась позитивная динамика. Мать отмечала, что у дочки улучшился аппетит, нормализовался сон. Систематические занятия ПРТ способствовали стаби­лизации эмоциональных процессов.

Опыт нашей работы показал, что занятия ПРТ помогают ре­бенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно целесообразно исполь­зовать ПРТ с детьми, у которых эмоциональные проблемы прояв­ляются в основном в сфере межличностных конфликтов.

Кроме ПРТ, с целью коррекции эмоционального напряжения це­лесообразно использовать психомышечные тренировки (А. В. Алек­сеев, 1985).

Данный метод включает в себя 4 основные задачи:

1. Научить ребенка расслаблять мышцы тела и лица методом прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону.

2. Научить с предельной силой воображения, но без напряже­ния представлять содержание формул самовнушения.

3. Научить удерживать внимание на мысленных объектах.

4. Научить воздействовать на себя необходимыми словесны­ми формулами.

Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми от 10 лет и старше.

Просмотров: 15184