Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения
Таблица 7.2
Фазы групповой психокоррекции
Фазы |
Задачи |
Психокоррекционные приемы |
1. Установочная |
Образование группы как целого. Формирование положительного настроя на занятия Диагностика поведения и особенностей |
Спонтанные игры Игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры |
2.Подготовительная |
Структурирование группы. Формирование активности и самостоятельности. Формирование эмоциональной поддержки членов группы |
Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения |
3.Реконструктивная |
Коррекция неадекватных эмоциональных реакций. Эмоциональное реагирование и вытеснение негативных переживаний. Обучение ребенка самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования |
Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций. |
4. Закрепляющая |
Закрепление у ребенка адекватного эмоционального реагирования на конфликт. Формирование адекватных отношений к себе и окружающим |
Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми |
На основе выделенных структуры и этапов групповой динамики нами были разработаны планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с эмоциональными нарушениями и систематизированы в таблицу 7.3.
Таблица 7.3
Планы психокоррекционных занятий
Номер занятия и основная цель |
Психотехнические приемы |
Радикалы для психологического наблюдения |
Критерии эффективности занятий |
Занятие 1 Цель: знакомство детей друг с другом; формирование по- зитивного настроя на занятия. |
1. Игра в мяч. Дети встают в круг и поочередно бросают мяч друг другу. При этом называют свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть мяч тому, с кем хочешь поиграть, поговорить. 2. Игра в «Жмурки». Группа детей из 2-3 человек с завязанными или закрытыми глазами догоняет и ловит остальных детей. Затем дети наощупь узнают, кого поймали. 3. Поочередное проникновение в круг. Группа детей образует круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает. |
Оценка отношения ребенка к занятию. Коммуникативные навыки Спонтанность поведения Эмоциональные реакции на препятствия. Предпочтения в выборе партнера. Специфические реакции (уходит от игры, активное стремление быть лидером, отношение к неуспехам) |
Спонтанное, естественное поведение ребенка; проявление активности на этапе занятий. Положительный эмоциональный фон в процессе за- нятий. |
Занятие 2 Цель: Сплочение группы, снятие напряженности, скованности. |
Ход занятия: Приветствия. Разминка. Дети вспоминают имена друг друга в процессе игры с мячом. Игра «Кто громче крикнет». Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор). Игра «Рисование коллективного рисунка». Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что каждый желает, но нарисовать так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается |
1. Анализ включенности ребенка в процесс занятий. 2. Обратить внимание на естественность поведения. 3. В процессе выполнения коллективных занятий проследить, какая позиция у каждого участника коррекции: не подчиняется групповому влиянию; быстро подчиняется; стремится к лидерским позициям. |
Проявляет выраженный интерес к занятию; охотно включается в процесс занятий. Положительный эмоциональный фон. В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии. |
Занятие 3 Формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативы |
Приветствия. Игра по выбору детей. Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были на прошлых занятиях и принять коллективное решение. Игра «Испорченный телефон» Психолог выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон» Игра «Реши задачу» Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правильный ответ. Дети сами придумывают задачу и предлагают ее группе. |
Обратить внимание на сплоченность группы при решении коллективных задач. Оценить уровень самостоятельности и активности каждого ребенка. Обратить внимание на лидерские позиции членов группы. Эмоционально поддерживать детей, имеющих проблемы группового взаимодействия |
Активность и самостоятельность детей в процессе занятий. Проявление инициативы |
Занятие 4. Цель: Формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия. |
Приветствия. Игра «Ручеек» Дети становятся в пары, один проходит и выбирает себе пару. Игра «Моргалки» Дети разбиваются на пары. Инструкция: пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру. Игра «Зеркало» Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются. Игра «Все наоборот» Психолог предлагает разделиться детям на пары. Каждой паре вручает карточки,где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок. Затем дети меняются ролями. |
Обратить внимание на симпатии детей друг к другу (выбор пары). На способность детей конструктивно общаться На развитие навыков самоконтроля |
Интерес детей к занятию Желания группового взаимодействия. Адекватная оценка своих неуспехов. |
Занятие 5 Развитие воображения. Закрепление спонтанности поведения. Снятие напряжения. |
Ход занятия: Приветствие. Игра «Изображение животных» Психолог предлагает детям выбрать ведущего. Ведущий выбирает одного из членов группы, предварительно договаривается с ним о том, какое животное он будет изображать. Те дети, которые угадали, выступают в роли Ведущего и выбирают участника. Игра 2. Изображение неодушевленных предметов. Игра проводится в той же последовательности, как и предыдущая. Игра 3. Коллективное изображение животных. Участвуют 2-3 детей, остальные должны угадать, кто изображен. Дети сами выбирают, с кем они хотели бы работать в паре |
Обратить внимание на способность ребенка «вжиться в предложенную роль». На особенность эмоционального реагирования ребенка при выполнении задания. На предпочтения детей при выборе пары. На особенности поведения детей (естественность, непринужденность общения). На способы группового взаимодействия |
Активное участие ребенка при выполнении заданий. Положительный эмоциональный фон. Проявление инициативы. |
Занятие 6 Цель: Переработка и от-реагирование негативных эмоций. |
Ход занятия: Приветствия Разминка: дети сами предлагают, какие игры использовать. «Ручеек», «Круг» и др. Игра «Страшные сказки». Дети рассаживаются вокруг рассказчика, который рассказывает «страшную сказку» или «страшную историю». Игра «Коллективная страшная сказка». Детям предлагается сочинить коллективную страшную сказку и обыграть ее. Ход игры. Психолог называет первые слова, например, «однажды...», ребенок продолжает, затем продолжает другой ребенок и т. д. Игра «Рисование страхов». Психолог предлагает детям нарисовать свои страхи в специальном альбоме. Затем каждый рисунок обсуждается. |
Содержательный анализ страхов у детей. Проследить и проанализировать реакции детей на конфликт. Проанализировать особенности отреагирования негативных переживаний, эмоциональную палитру чувств ребенка. |
Активное включение ребенка в роль. Проявление позитивных эмоций. Благоприятный эмоциональный фон. |
Занятие 7 Цель: Переработка, отреагирова-ние страхов |
Ход занятия: Приветствие, разминка (упражнение, прыжки, ходьба парами с закрытыми глазами и пр.). Сюжетно-роле-вые игры: Игра «Волк и семеро козлят». Игра «Мальчик и разбойник». Игра «Я пройду в темноте один». |
Обратить особое внимание на эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в процессе игры: замыкается, уходит от игры. Аффективные реакции (плачет, неадекватный смех, повышенная возбудимость). Поведенческие реакции: отказ, |
Отсутствие негативных аффективных и поведенческих реакций. Проявление активности, самостоятельности. Спонтанное, свободное поведение |
Игра «Мой страшный день в жизни». Дети в группе поочеред- но обыгрывают «страшные ситуации» |
Уход, протест в форме неадекватных реакций, аутоагрессивные тенденции. |
Успешное выполнение заданий указывает на эффективность психокоррекционного процесса. |
|
Занятие 8 Цель: Формирование у ребенка адекватного отношения к себе |
Игра «Наши чувства». Детям предлагается выбрать чувства, которые они хотят сыграть: веселый, грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный, и пр. Игры на релаксацию «Как мы дышим». Игра «Я скульптор». Члены группы делятся на пары. Скульптор придает напарнику позы животных, предметов. После этого спрашивает напарника, кого он изображает. Затем дети меняются ролями. Игра «Нарисуй себя в будущем, а группа угадает, кем ты хочешь быть». Игра «Нарисуй себя и свою группу». |
Проанализиро- вать реакции ре- бенка. Его отношение к членам группы. Оценить его вооб- ражение, способ- ность к саморас- слаблению, его восприятие и оцен- ку членов группы. |
|
Занятие 9 Цель: проигрывание ситуаций последних занятий. Создание условий для адекватного восприятия ситуации расставания |
Ход занятий: Разминка (выбор игры по желанию детей) Игра «Пожелания друг другу». Дети выстраиваются в круг, кидают мяч друг другу и одновременно высказывают пожелания, приглашения в гости, на совместную прогулку и пр. Совместное чаепитие детей с родителями. |
Оценить эмоциональное состояние детей. Проанализировать особенности формирования навыков, умений детей на этапах занятий. Спланировать дальнейшие формы психологической помощи для каждого ребенка (консультирование, психологическая поддержка и пр.) |
Позитивный эмоциональный фон у детей. Улучшение межличностных контактов. Уверенность, адекватная самооценка. Отсутствие или снижение негативных эмоциональных реакций (страх, тревога, фрустрация и пр.) |
Просмотров: 15184