Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Таблица 7.2

Фазы групповой психокоррекции

Фазы

Задачи

Психокоррекционные приемы

1. Установочная

Образование группы как целого. Формирование положи­тельного настроя на за­нятия Диагностика поведения и особенностей

Спонтанные игры Игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры

2.Подготовительная

Структурирование группы. Формирование активно­сти и самостоятельнос­ти. Формирование эмо­циональной поддержки членов группы

Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоциональ­ного напряжения

3.Реконструктивная

Коррекция неадекватных эмоциональных реакций. Эмоциональное реагиро­вание и вытеснение нега­тивных переживаний. Обучение ребенка само­стоятельному нахожде­нию нужных форм эмо­ционального реагирования

Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций.

4. Закрепляющая

Закрепление у ребенка адекватного эмоциональ­ного реагирования на кон­фликт. Формирование адекват­ных отношений к себе и окружающим

Специальные сюжетно-ролевые игры, предло­женные детьми

На основе выделенных структуры и этапов групповой динами­ки нами были разработаны планы-схемы психокоррекционных за­нятий для детей с эмоциональными нарушениями и систематизи­рованы в таблицу 7.3.

Таблица 7.3

Планы психокоррекционных занятий

Номер занятия

и основная цель

Психотехнические приемы

Радикалы для психологического

наблюдения

Критерии эффективности

занятий

Занятие 1

Цель: знакомство

детей друг с другом;

формирование по-

зитивного настроя

на занятия.

1. Игра в мяч. Дети встают в круг и поочередно бросают мяч друг другу. При этом называют свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть

мяч тому, с кем хочешь поиграть, поговорить.

2. Игра в «Жмурки». Группа детей из 2-3 человек с завязанными или закрытыми глазами догоняет и ловит остальных детей. Затем дети наощупь узнают, кого поймали.

3. Поочередное проникновение в круг. Группа детей образует круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает.

Оценка отношения ребенка к занятию.

Коммуникативные навыки

Спонтанность поведения

Эмоциональные реакции на препятствия.

Предпочтения в выборе партнера.

Специфические реакции (уходит от игры, активное

стремление быть лидером, отношение к неуспехам)

Спонтанное, естественное поведение ребенка;

проявление активности

на этапе занятий.

Положительный

эмоциональный

фон в процессе за-

нятий.

Занятие 2 Цель: Сплочение группы, снятие напряженности, скованности.

Ход занятия: Приветствия. Разминка. Дети вспоминают имена друг друга в про­цессе игры с мя­чом. Игра «Кто громче крикнет». Детям предлагает­ся издавать гром­кие звуки. Но крик должен постепен­но превратиться в общую мелодию (хор). Игра «Рисование коллективного рисунка». Психолог предла­гает детям подой­ти к доске, на ко­торой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что каждый желает, но нарисовать так, чтобы получился общий рисунок. После выполне­ния задания рису­нок коллективно просматривается и обсуждается

1. Анализ вклю­ченности ребенка в процесс заня­тий. 2. Обратить вни­мание на естест­венность поведе­ния. 3. В процессе вы­полнения коллек­тивных занятий проследить, какая позиция у каждого участника коррек­ции: не подчиня­ется групповому влиянию; быстро подчиняется; стре­мится к лидер­ским позициям.

Проявляет выра­женный интерес к занятию; охотно включает­ся в процесс заня­тий. Положительный эмоциональный фон. В процессе беседы с родителями вы­яснить, как ребе­нок отзывался о за­нятии.

Занятие 3 Формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбора и принятия коллективных ре­шений. Формиро­вание инициативы

Приветствия. Игра по выбору детей. Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были на прошлых заня­тиях и принять коллективное ре­шение. Игра «Испорчен­ный телефон» Психолог выби­рает ведущего, ко­торый называет первое слово и «запускает испор­ченный телефон» Игра «Реши за­дачу» Ведущий предла­гает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правиль­ный ответ. Дети сами приду­мывают задачу и предлагают ее группе.

Обратить внима­ние на сплочен­ность группы при решении коллек­тивных задач. Оценить уровень самостоятельнос­ти и активности каждого ребенка. Обратить внима­ние на лидерские позиции членов группы. Эмоционально поддерживать де­тей, имеющих проблемы груп­пового взаимо­действия

Активность и са­мостоятельность детей в процессе занятий. Проявление ини­циативы

Занятие 4. Цель: Формиро­вание навыков са­моконтроля в про­цессе группового взаимодействия.

Приветствия. Игра «Ручеек» Дети становятся в пары, один про­ходит и выбирает себе пару. Игра «Моргал­ки» Дети разбиваются на пары. Инст­рукция: присталь­но смотреть друг на друга как мож­но дольше, не моргая. Побе­дитель выбирает,

с кем он продол­жит игру. Игра «Зеркало» Ведущий изобра­жает кого-то из животных. Члены группы уга­дывают. Ведущие поочередно меня­ются. Игра «Все наобо­рот» Психолог предла­гает разделиться детям на пары. Каждой паре вру­чает карточки,где символически изображены дви­жения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быст­рее должны вы­полнить эти дви­жения, но наоборот. Веду­щий оценивает число ошибок. За­тем дети меняют­ся ролями.

Обратить внима­ние на симпатии детей друг к дру­гу (выбор пары). На способность де­тей конструктивно общаться

На развитие навы­ков самоконтроля

Интерес детей к за­нятию Желания группо­вого взаимодейст­вия. Адекватная оценка своих неуспехов.

Занятие 5

Развитие вообра­жения. Закрепле­ние спонтанности поведения. Снятие напряже­ния.

Ход занятия: Приветствие. Игра «Изображе­ние животных» Психолог предла­гает детям вы­брать ведущего. Ведущий выбира­ет одного из чле­нов группы, предварительно догова­ривается с ним о том, какое живот­ное он будет изоб­ражать. Те дети, которые угадали, выступают в роли Ведущего и выби­рают участника. Игра 2. Изображе­ние неодушевлен­ных предметов. Игра проводится в той же последо­вательности, как и предыдущая. Игра 3. Коллек­тивное изобра­жение животных. Участвуют 2-3 де­тей, остальные должны угадать, кто изображен. Де­ти сами выбирают, с кем они хотели бы работать в паре

Обратить внима­ние на способ­ность ребенка «вжиться в пред­ложенную роль». На особенность эмоционального реагирования ре­бенка при выпол­нении задания.

На предпочтения детей при выборе пары. На особенности поведения детей (естественность, непринужден­ность общения). На способы груп­пового взаимо­действия

Активное участие ребенка при вы­полнении заданий. Положительный эмоциональный фон. Проявление ини­циативы.

Занятие 6 Цель: Переработка и от-реагирование не­гативных эмоций.

Ход занятия: Приветствия Разминка: дети сами предлагают, какие игры ис­пользовать. «Ру­чеек», «Круг» и др. Игра «Страшные сказки». Дети рассажива­ются вокруг рас­сказчика, который рассказывает «страшную сказку» или «страш­ную историю». Игра «Коллектив­ная страшная сказ­ка». Детям предла­гается сочинить коллективную страшную сказку и обыграть ее. Ход игры. Психо­лог называет пер­вые слова, напри­мер, «однажды...», ребенок продол­жает, затем про­должает другой ребенок и т. д. Игра «Рисование страхов». Психолог предла­гает детям нари­совать свои стра­хи в специальном альбоме. Затем каждый рисунок обсуждается.

Содержательный анализ страхов у детей. Проследить и проанализиро­вать реакции де­тей на конфликт. Проанализиро­вать особенности отреагирования негативных пере­живаний, эмоцио­нальную палитру чувств ребенка.

Активное вклю­чение ребенка в роль. Проявление пози­тивных эмоций. Благоприятный эмоциональный фон.

Занятие 7 Цель: Переработ­ка, отреагирова-ние страхов

Ход занятия: Приветствие, раз­минка (упражне­ние, прыжки, ходьба парами с закрытыми гла­зами и пр.). Сюжетно-роле-вые игры: Игра «Волк и се­меро козлят». Игра «Мальчик и разбойник». Игра «Я пройду в темноте один».

Обратить особое внимание на эмо­циональные и по­веденческие реак­ции ребенка в процессе игры: замыкается, ухо­дит от игры. Аффективные ре­акции (плачет, не­адекватный смех, повышенная воз­будимость). Поведенческие реакции: отказ,

Отсутствие нега­тивных аффек­тивных и пове­денческих реакций. Проявление ак­тивности, само­стоятельности. Спонтанное, сво­бодное поведение

 

Игра «Мой страшный день в жизни». Дети в группе поочеред-

но обыгрывают «страшные ситуации»

Уход, протест в форме неадекватных реакций, аутоагрессивные

тенденции.

Успешное выполнение заданий указывает на эффективность психокоррекционного процесса.

Занятие 8

Цель: Формирование

у ребенка адекватного отношения к себе

Игра «Наши чувства».

Детям предлагается выбрать чувства, которые они хотят сыграть: веселый, грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный, и пр.

Игры на релаксацию «Как мы дышим».

Игра «Я скульптор». Члены группы делятся на пары. Скульптор придает напарнику позы животных, предметов. После этого спрашивает напарника, кого он изображает. Затем дети меняются ролями.

Игра «Нарисуй себя в будущем, а группа угадает, кем ты хочешь быть».

Игра «Нарисуй себя и свою группу».

Проанализиро-

вать реакции ре-

бенка.

Его отношение

к членам группы.

Оценить его вооб-

ражение, способ-

ность к саморас-

слаблению, его

восприятие и оцен-

ку членов группы.

Занятие 9 Цель: проигрыва­ние ситуаций по­следних занятий. Создание усло­вий для адекват­ного восприятия ситуации расста­вания

Ход занятий: Разминка (выбор игры по желанию детей) Игра «Пожела­ния друг другу». Дети выстраива­ются в круг, кида­ют мяч друг другу и одновременно высказывают по­желания, пригла­шения в гости, на совместную прогулку и пр. Совместное чае­питие детей с ро­дителями.

Оценить эмоцио­нальное состоя­ние детей. Проанализиро­вать особенности формирования навыков, умений детей на этапах занятий. Спланировать дальнейшие фор­мы психологичес­кой помощи для каждого ребенка (консультирова­ние, психологиче­ская поддержка и пр.)

Позитивный эмо­циональный фон у детей. Улучшение меж­личностных кон­тактов. Уверенность, адекватная само­оценка. Отсутствие или снижение нега­тивных эмоцио­нальных реакций (страх, тревога, фрустрация и пр.)

 

Просмотров: 15184