Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

При оценке эффективности психологической коррекции (оце­ночный блок) анализируются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Оцениваются также поведенческие и эмоцио­нальные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа продуктов деятельности ребенка до занятий и после. Для оценки эмоциональных состояний ребенка до и после занятий целесооб­разно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи, разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты. Для оценки зна­чимых межличностных отношений целесообразно использовать цветовой тест отношений (ЦТО), адаптированный Эдкиным.

Для детей и подростков с эмоциональными нарушениями на­ми предложены следующие фазы групповой психокоррекции: ус­тановочная, подготовительная, реконструктивная, закрепляющая.

При комплектовании группы детей с эмоциональными нару­шениями необходимо учитывать их возраст, степень тяжести эмо­циональных нарушений, направленность конфликта и индивиду­ально-психологические особенности.

Желательно, чтобы возраст детей — участников группы был оди­наковым, допустима небольшая разница плюс, минус один год. Не­обходимо, чтобы в группе были разнополые дети. Число участников группы не должно превышать 7-8 человек (малые группы). Опыт на­шей работы показал, что группа обязательно должна быть закрытой, т. е. с постоянным составом ее членов. Не рекомендуется включать в группу детей с тяжелыми формами эмоциональных нарушений, на­пример с ранним детским аутизмом. Желательно, чтобы в группе бы­ли дети с различной направленностью конфликта. Перед началом групповых занятий необходимо предварительно побеседовать с каж­дым родителем, разъяснить им необходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы:

— придерживаться строгого распорядка групповых занятий (систематическое посещение занятий, в случае пропус­ков — предупреждать психолога);

— исключить опоздания;

— не обсуждать с ребенком, что происходило в группе, не рас­спрашивать, какие были занятия, как ребенок их выполнял;

— все проблемы и претензии можно обсуждать только с пси­хологом.

Очень важным является создание у родителей адекватной уста­новки на психологическую коррекцию. Объяснить родителям, что это не школьные занятия, они не должны оцениваться, все дети при­нимают активное участие в них, имеют равные права и обязанности.

Важным является оценка Групповой динамики, которая рас­сматривается как совокупность групповых действий и интерак­ций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодей­ствий членов группы, их деятельности и влияния членов группы

друг на друга, и представляет развитие или движение группы во времени (Осипова, 2000). Психолог в процессе занятий анали­зирует систему отношений детей, их установки, особенности эмо­циональных и поведенческих реакций. Психолог анализирует также социально-психологические характеристики группы: спло­ченность группы, лидерство, групповое напряжение, групповые роли.

Просмотров: 15184