Определение детского церебрального паралича
Для мышления характерно:
Ø опаздывание в развитии наглядно-действенного мышления – нарушение познавательного интереса о мире,
Ø нарушение наглядно-образного мышления,
Ø нарушение словесно-логического мышления (от общего значения слов и словесного обобщения),
Ø связь с предметом зрительная,
Ø чувственное обобщение преобладает над словесным,
Ø задержка понятийного мышления.
При отдельных формах ДЦП наблюдаются специфические особенности развития и проявления мышления:
1. Гиперкинетическая форма – чувственное обобщение,
2. Двойная гемиплегия, спастическая диплегия – нарушение гностической зрительной функции (опознание) – нарушение воспроизведения объема величин и пространственных отношений,
Ø атоническо-астатическая форма – конкретная связь слова с предметом (не развивается обобщение), конкретное мышление, трудности в установлении сходства и различения, нарушение классификации, нарушение абстрактного мышления, нарушение усвоения счета, нарушение деления на части и объединение их в группу.
Количественные и качественные особенности речи характерны для 70% - 80% детей с ДЦП:
Ø 60% - 70% дизартрия (из-за двигательного расстройства),
Ø нарушение сформированности лексико-грамматической стороны (редко употребляют НАД, ПОД, ПЕРЕД, МЕЖДУ, В),
Ø ограниченный пассивный и активный словарь – узость представлений,
Ø задержаны сроки речевого развития,
Ø нарушение мелодико-интонационной стороны (слабый голос).
Эмоционально-волева сфера характеризуется:
Ø ЗПР по типу психического инфантилизма (часто),
Ø Беспокойностью, суетливостью, расторможенностью, раздражительностью, упрямством,
Ø Чрезмерной сменой настроения (от + к -),
Ø Пассивностью, безынициативностью, нерешительностью,
Ø Повышенной впечатлительностью (реакция на тон голоса),
Ø Расстройством сна,
Ø Повышенной утомляемостью,
Ø Неоднозначным развитием воли (зависит от здоровья, настроения, нарушения).
Особенности деятельности:
Ø предметная деятельность, предметно-игровая формируется с опозданием,
Ø задержка формирования представления о предмете,
Ø 4-5 лет – игра носит подражательный, процессуальный характер – игры «рядом»),
Ø 5-6 лет – сюжетно-ролевая игра (4-5 человек вместе),
Ø 6-7 лет – формирование самостоятельных творческих коллективов (например, планирование, контролирующая роль взрослых),
Ø трудовая деятельность дошкольников направлена на получение результата, а на совершение самого процесса (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, в природе, ручной труд).
Просмотров: 1660