Определение детского церебрального паралича
О.С. Назаревич к.п.н., доцент
кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВПО «ШГПИ»
Детский церебральный паралич (ДЦП) - группа заболеваний, названная так потому, что независимо от причины заболевания, обнаруживается вскоре после рождения и в исходе своем имеет обездвиженность (или паралич) каких-то конечностей или (и) мышц лица.
Причиной ДЦП может быть:
а) родовая травма при извлечении плода акушерскими щипцами;
б) закупорка артерии головного мозга и развившийся ишемический инсульт;
и) субарахноидальное кровоизлияние
Может быть следствием перенесенной тяжелой инфекции с гнойным поражением головного мозга.
Следовательно, любое поражение головного мозга, произошедшее в детстве и оставившее после себя параличи, может считаться ДЦП.
ДЦП – общее нарушение ЦНС
Структура дефекта
1. наличие параличей и парезов – тетраплегия, диплегия, гемиплегия, моноплегия
2. нарушение мышечного тонуса
3. повышение сухожильных и периостальных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия – пирамидальные пути)
4. синкенезия (непроизвольные движения при каком-либо другом движении в действии) поднял правую руку, дернулась левая нога
5. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексо (трудно удерживать голову, туловище
6. Несформированность реакций равновесия и координации движений
7. Нарушение ощущений движений (кинестезии)
8. Насильственные движения (м.б. тремор)
9. Защитные рефлексы – сгибание парализованной конечности при ее раздражении
10.Патологические рефлексы – сгибание/разгибание
11.Позотонические рефлексы – врожденные (т.е. запаздывание и отмирание – резко откидывается голова, к примеру)
Степень тяжести нарушений и сформированности двигательных навыков
1. Дети с тяжелыми нарушениями
2. Со средней степенью тяжести – самостоятельные, но ограничены
3. Дети с легкими двигательными нарушениями
Специфика ДЦП:
1. Наличие примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка
2. Задержка формирования основных моторных функций.
Основной патогенетический механизм ДЦП - внутриутробная гипоксия, внутричерепная травма.
Этиология - интоксикация плода, нарушения питания матери, перенесенные ею заболевания, в том числе и инфекционные, приводящие к внутриутробным энцефалиту, менингиту (токсоплазмозным, листереллезным, колибактериальным, стафиллококковым, стрептококковым, гриппозным и др.), в результате которых происходит разрушение клеточных структур мозга.
Клиника определяется локализацией и тяжестью повреждений. Поражение пирамидальной системы сопровождается спастическим параличем или парезом. Повреждение экстрапирамидных участков мозга приводит к экстрапирамидной ригидности и дистонии, хореоатетозным гиперкинезам. В зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств и тяжести течения патологического процесса выделяют различные формы ДЦП.
· Двойная гимиплегия (наиболее тяжелая форма) - спастический тетрапарез со значительным поражением рук. Как правило, наблюдается олигофрения в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии.
· Спастическая диплегия - спастический паралич ног с их перехлестом (болезнь Литтла). Задержка развития психики и речи не резко выражены.
· Гиперкинетическая форма характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, наряду с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Развитие интеллекта идет в большинстве случаев удовлетворительно.
· Мозжечковая форма (атонически-астатическая) характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами; нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. При этой форме ДЦП отмечается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.
· Гепипарическая, или гемиплегическая, форма характеризуется гемипарезами с преимущественным поражением руки, афазией, часто с джексоновскими судорожными припадками. Наблюдаются замедление роста и укорочение длины костей парезированных конечностей. У части детей при этом отмечается олигофрения в степени дебильности, реже имбецильность.
Диагноз ДЦП ставится на основании тщательного изучения акушерского анамнеза, течения перинатального периода, характером становления статокинетических и психоречевых функций на первом году жизни. Распознается ДЦП в остром периоде, которое проводится обычно врачом в родильном доме или детской больнице.
Познавательные процессы при ДЦП характеризуются:.
Ø нарушением активного произвольного внимания (нарушение восприятия, памяти, мышления, воображения, речи),
Ø повышенной истощаемостью всех психический процессов (пониженная интеллектуальная работоспособность, эмоциональная лабильность),
Ø повышенной инертностью и замедленностью всех психических процессов, приводящих к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, патологическом застревании на отдельных фрагментах.
Внимание характеризует:
Ø повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность (возможно, за счет работы зрительных анализаторов),
Ø нарушение формирования избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания,
Ø нарушение произвольности внимания – слабость активного произвольного внимания.
Для восприятия характерно:
- количественное и качественное своеобразие,
Ø притормаживание общих движений на раздражитель,
Ø вместо ОР – защитно-оборонительной реакции – вздрагивание, плач, испуг,
Ø затруднение узнавания перечеркнутых изображений, затруднение при анализе сюжетных картинок,
Ø цифры и буквы – зеркальны, перевернуты, плохо ориентируются на листе
Ø недостаточность зрения (косоглазие),
Ø задерживается ориентировка в пространстве (двигательное расстройство, фиксация взора),
Ø пространственное восприятие задерживается, как и формирование схемы тела.
Память:
Ø образная – строится на восприятии, что ведет к недостаткам образной памяти,
Ø образ нечеткий, фрагментарный,
Ø привнесение новых цифр в числовые ряды,
Ø хорошая механическая память,
Ø словесно-логическая память – достаточный уровень развития,
Ø запоминаются яркие предметы и те, с которыми создаются ассоциативные связи.
Для мышления характерно:
Ø опаздывание в развитии наглядно-действенного мышления – нарушение познавательного интереса о мире,
Ø нарушение наглядно-образного мышления,
Ø нарушение словесно-логического мышления (от общего значения слов и словесного обобщения),
Ø связь с предметом зрительная,
Ø чувственное обобщение преобладает над словесным,
Ø задержка понятийного мышления.
При отдельных формах ДЦП наблюдаются специфические особенности развития и проявления мышления:
1. Гиперкинетическая форма – чувственное обобщение,
2. Двойная гемиплегия, спастическая диплегия – нарушение гностической зрительной функции (опознание) – нарушение воспроизведения объема величин и пространственных отношений,
Ø атоническо-астатическая форма – конкретная связь слова с предметом (не развивается обобщение), конкретное мышление, трудности в установлении сходства и различения, нарушение классификации, нарушение абстрактного мышления, нарушение усвоения счета, нарушение деления на части и объединение их в группу.
Количественные и качественные особенности речи характерны для 70% - 80% детей с ДЦП:
Ø 60% - 70% дизартрия (из-за двигательного расстройства),
Ø нарушение сформированности лексико-грамматической стороны (редко употребляют НАД, ПОД, ПЕРЕД, МЕЖДУ, В),
Ø ограниченный пассивный и активный словарь – узость представлений,
Ø задержаны сроки речевого развития,
Ø нарушение мелодико-интонационной стороны (слабый голос).
Эмоционально-волева сфера характеризуется:
Ø ЗПР по типу психического инфантилизма (часто),
Ø Беспокойностью, суетливостью, расторможенностью, раздражительностью, упрямством,
Ø Чрезмерной сменой настроения (от + к -),
Ø Пассивностью, безынициативностью, нерешительностью,
Ø Повышенной впечатлительностью (реакция на тон голоса),
Ø Расстройством сна,
Ø Повышенной утомляемостью,
Ø Неоднозначным развитием воли (зависит от здоровья, настроения, нарушения).
Особенности деятельности:
Ø предметная деятельность, предметно-игровая формируется с опозданием,
Ø задержка формирования представления о предмете,
Ø 4-5 лет – игра носит подражательный, процессуальный характер – игры «рядом»),
Ø 5-6 лет – сюжетно-ролевая игра (4-5 человек вместе),
Ø 6-7 лет – формирование самостоятельных творческих коллективов (например, планирование, контролирующая роль взрослых),
Ø трудовая деятельность дошкольников направлена на получение результата, а на совершение самого процесса (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, в природе, ручной труд).
Инвалидность детей с церебральной патологией занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю, и тяжесть ее обусловлена как двигательными, так и психическими нарушениями. Успешность реабилитации при детском церебральном параличе зависит от тяжести поражения центральной нервной системы ребенка и своевременной диагностики, правильной организации лечебного процесса начиная с первых лет жизни ребенка. Серьезной проблемой является и то, что детская неврологическая инвалидность в отличие от взрослой не имеет градаций по тяжести и практически не пересматривается ни в зависимости от осложнения состояния ребенка, ни в связи с положительными сдвигами..
Просмотров: 1660