Определение детского церебрального паралича

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 26.11.2015

О.С. Назаревич к.п.н., доцент

кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

 

Детский церебральный паралич (ДЦП) - группа заболеваний, названная так потому, что независимо от причины заболевания, обнаруживается вскоре после рождения и в исходе своем имеет обездвиженность (или паралич) каких-то конечностей или (и) мышц лица.

 

Причиной ДЦП может быть:

а) родовая травма при извлечении плода акушерскими щипцами;

б) закупорка артерии головного мозга и развившийся ишемический инсульт;

и) субарахноидальное кровоизлияние

Может быть следствием перенесенной тяжелой инфекции с гнойным поражением головного мозга.

Следовательно, любое поражение головного мозга, произошедшее в детстве и оставившее после себя параличи, может считаться ДЦП.

ДЦП – общее нарушение ЦНС

Структура дефекта

1. наличие параличей и парезов – тетраплегия, диплегия, гемиплегия, моноплегия

2. нарушение мышечного тонуса

3. повышение сухожильных и периостальных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия – пирамидальные пути)

4. синкенезия (непроизвольные движения при каком-либо другом движении в действии) поднял правую руку, дернулась левая нога

5. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексо (трудно удерживать голову, туловище

6. Несформированность реакций равновесия и координации движений

7. Нарушение ощущений движений (кинестезии)

8. Насильственные движения (м.б. тремор)

9. Защитные рефлексы – сгибание парализованной конечности при ее раздражении

10.Патологические рефлексы – сгибание/разгибание

11.Позотонические рефлексы – врожденные (т.е. запаздывание и отмирание – резко откидывается голова, к примеру)

Степень тяжести нарушений и сформированности двигательных навыков

1. Дети с тяжелыми нарушениями

2. Со средней степенью тяжести – самостоятельные, но ограничены

3. Дети с легкими двигательными нарушениями


 

Специфика ДЦП:

1. Наличие примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка

2. Задержка формирования основных моторных функций.

Основной патогенетический механизм ДЦП - внутриутробная гипоксия, внутричерепная травма.

Этиология - интоксикация плода, нарушения питания матери, перенесенные ею заболевания, в том числе и инфекционные, приводящие к внутриутробным энцефалиту, менингиту (токсоплазмозным, листереллезным, колибактериальным, стафиллококковым, стрептококковым, гриппозным и др.), в результате которых происходит разрушение клеточных структур мозга.

Клиника определяется локализацией и тяжестью повреждений. Поражение пирамидальной системы сопровождается спастическим параличем или парезом. Повреждение экстрапирамидных участков мозга приводит к экстрапирамидной ригидности и дистонии, хореоатетозным гиперкинезам. В зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств и тяжести течения патологического процесса выделяют различные формы ДЦП.

· Двойная гимиплегия (наиболее тяжелая форма) - спастический тетрапарез со значительным поражением рук. Как правило, наблюдается олигофрения в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии.

· Спастическая диплегия - спастический паралич ног с их перехлестом (болезнь Литтла). Задержка развития психики и речи не резко выражены.

· Гиперкинетическая форма характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, наряду с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Развитие интеллекта идет в большинстве случаев удовлетворительно.

· Мозжечковая форма (атонически-астатическая) характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами; нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. При этой форме ДЦП отмечается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.

· Гепипарическая, или гемиплегическая, форма характеризуется гемипарезами с преимущественным поражением руки, афазией, часто с джексоновскими судорожными припадками. Наблюдаются замедление роста и укорочение длины костей парезированных конечностей. У части детей при этом отмечается олигофрения в степени дебильности, реже имбецильность.


 

Диагноз ДЦП ставится на основании тщательного изучения акушерского анамнеза, течения перинатального периода, характером становления статокинетических и психоречевых функций на первом году жизни. Распознается ДЦП в остром периоде, которое проводится обычно врачом в родильном доме или детской больнице.

Познавательные процессы при ДЦП характеризуются:.

Ø нарушением активного произвольного внимания (нарушение восприятия, памяти, мышления, воображения, речи),

Ø повышенной истощаемостью всех психический процессов (пониженная интеллектуальная работоспособность, эмоциональная лабильность),

Ø повышенной инертностью и замедленностью всех психических процессов, приводящих к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, патологическом застревании на отдельных фрагментах.

Внимание характеризует:

Ø повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность (возможно, за счет работы зрительных анализаторов),

Ø нарушение формирования избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания,

Ø нарушение произвольности внимания – слабость активного произвольного внимания.

Для восприятия характерно:

- количественное и качественное своеобразие,

Ø притормаживание общих движений на раздражитель,

Ø вместо ОР – защитно-оборонительной реакции – вздрагивание, плач, испуг,

Ø затруднение узнавания перечеркнутых изображений, затруднение при анализе сюжетных картинок,

Ø цифры и буквы – зеркальны, перевернуты, плохо ориентируются на листе

Ø недостаточность зрения (косоглазие),

Ø задерживается ориентировка в пространстве (двигательное расстройство, фиксация взора),

Ø пространственное восприятие задерживается, как и формирование схемы тела.

Память:

Ø образная – строится на восприятии, что ведет к недостаткам образной памяти,

Ø образ нечеткий, фрагментарный,

Ø привнесение новых цифр в числовые ряды,

Ø хорошая механическая память,

Ø словесно-логическая память – достаточный уровень развития,

Ø запоминаются яркие предметы и те, с которыми создаются ассоциативные связи.


 

Для мышления характерно:

Ø опаздывание в развитии наглядно-действенного мышления – нарушение познавательного интереса о мире,

Ø нарушение наглядно-образного мышления,

Ø нарушение словесно-логического мышления (от общего значения слов и словесного обобщения),

Ø связь с предметом зрительная,

Ø чувственное обобщение преобладает над словесным,

Ø задержка понятийного мышления.

При отдельных формах ДЦП наблюдаются специфические особенности развития и проявления мышления:

1. Гиперкинетическая форма – чувственное обобщение,

2. Двойная гемиплегия, спастическая диплегия – нарушение гностической зрительной функции (опознание) – нарушение воспроизведения объема величин и пространственных отношений,

Ø атоническо-астатическая форма – конкретная связь слова с предметом (не развивается обобщение), конкретное мышление, трудности в установлении сходства и различения, нарушение классификации, нарушение абстрактного мышления, нарушение усвоения счета, нарушение деления на части и объединение их в группу.

Количественные и качественные особенности речи характерны для 70% - 80% детей с ДЦП:

Ø 60% - 70% дизартрия (из-за двигательного расстройства),

Ø нарушение сформированности лексико-грамматической стороны (редко употребляют НАД, ПОД, ПЕРЕД, МЕЖДУ, В),

Ø ограниченный пассивный и активный словарь – узость представлений,

Ø задержаны сроки речевого развития,

Ø нарушение мелодико-интонационной стороны (слабый голос).

Эмоционально-волева сфера характеризуется:

Ø ЗПР по типу психического инфантилизма (часто),

Ø Беспокойностью, суетливостью, расторможенностью, раздражительностью, упрямством,

Ø Чрезмерной сменой настроения (от + к -),

Ø Пассивностью, безынициативностью, нерешительностью,

Ø Повышенной впечатлительностью (реакция на тон голоса),

Ø Расстройством сна,

Ø Повышенной утомляемостью,

Ø Неоднозначным развитием воли (зависит от здоровья, настроения, нарушения).

Особенности деятельности:

Ø предметная деятельность, предметно-игровая формируется с опозданием,

Ø задержка формирования представления о предмете,

Ø 4-5 лет – игра носит подражательный, процессуальный характер – игры «рядом»),

Ø 5-6 лет – сюжетно-ролевая игра (4-5 человек вместе),

Ø 6-7 лет – формирование самостоятельных творческих коллективов (например, планирование, контролирующая роль взрослых),

Ø трудовая деятельность дошкольников направлена на получение результата, а на совершение самого процесса (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, в природе, ручной труд).


 

Инвалидность детей с церебральной патологией занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю, и тяжесть ее обусловлена как двигательными, так и психическими нарушениями. Успешность реабилитации при детском церебральном параличе зависит от тяжести поражения центральной нервной системы ребенка и своевременной диагностики, правильной организации лечебного процесса начиная с первых лет жизни ребенка. Серьезной проблемой является и то, что детская неврологическая инвалидность в отличие от взрослой не имеет градаций по тяжести и практически не пересматривается ни в зависимости от осложнения состояния ребенка, ни в связи с положительными сдвигами..

 

Просмотров: 1660